Любовь к фарфоровым статуэткам равносильна признанию классического музыканта в любви к поп-музыке. Действительно, некоторые люди считают такие статуэтки мещанством и проявлением плохого вкуса, не понимая, что это не только сентиментальные простенькие фигурки, среди них есть настоящие произведения искусства, в которых высоко ценятся роскошный фарфор, великолепная работа и искусная роспись. К таким образцам относятся немецкие статуэтки из фарфора, изготовленные в Германии в 18 веке.
Иоганн Фридрих Беттгер
Традиция изготавливать из фарфора фигурки людей, исторических личностей, библейских героев и Ноева ковчега, полного животных, появилась на Западе в 1710 году. Появлением миниатюрных фарфоровых фигурок ценители обязаны алхимику из Дрездена по имени Иоганн Фридрих Беттгер, который после продолжительных опытов и экспериментов все-таки вывел формулу твердого фарфора, того самого, который приходилось завозить из Азии.
В это же время Беттгер основал фабрику по производству фаянса (керамики с глазурным покрытием), поэтому мастерские для производства фарфора он решил разместить в Мейсене, в низовьях Эльбы. По сей день Мейсен остается одним из главных центров производства керамики, в то время как Дрезден известен как город, где мейсенский фарфор обретает свой неповторимый декор.
Иоганн Йоахим Кендлер
На раннем периоде своей истории наиболее популярными темами в ассортименте дрезденских и мейсенских фарфоровых статуэток были фигурки итальянской комедии дель арте, яркие и многоцветные костюмы актеров представляли собой идеальный образец изысканной филигранной росписи, которую с особым мастерством выполняли немецкие мастера. Работавший в Мейсене немецкий скульптор-миниатюрист Иоганн Йоахим Кендлер, считается одним из авторов традиционной концепции фарфоровой статуэтки как таковой. Среди его ранних работ удивительные фарфоровые воплощения распутника Панталоне, бойкой Коломбины, Арлекина и озорных шутов.
Работы Кендлера отличались роскошным декором и живостью форм. Настоящим шедевром стал сервиз «Лебединый», который мастер создал специально для Генриха фон Брюля. Над созданием сервиза Кендлер работал несколько лет, параллельно шла работа над уникальной коллекцией фарфоровых статуэток птиц для Японского дворца в Дрездене. Работы Кендлера были невероятно популярны, его статуэтки просто обожали европейские монархи и аристократы, сейчас наследие великого мастера можно увидеть в музеях и частных коллекциях.
Дрезденское кружево
Если Мейсен считается родиной европейского фарфора, то в Дрездене были сформированы и доведены до совершенства традиции декора фарфоровых изделий. Эти два города настолько тесно связаны, что мейсенский фарфор часто ошибочно называют дрезденским.
Среди множества техник, появившихся в Дрездене, так называемое дрезденское кружево. Удивительно, что для создания «кружевного» фарфора мастера использовали настоящее матерчатое кружево, которое пропитывали фарфоровой массой и крепили к статуэткам. При обжиге в печах ткань сгорала, оставляя после себя удивительно нежное и хрупкое фарфоровое кружево.
Дрезденское кружево использовалось для имитации текстуры настоящей ткани, из который «сшиты» фарфоровые платья статуэток, кружево чаще всего можно увидеть в статуэтках танцующих балерин и на фигурках так называемых «групп в кринолинах». Для достижения максимального эффекта схожести фарфорового кружева с настоящим использовалось вполне реальное кружево со сложным оригинальным рисунком.
Итальянские конкуренты
Успех немецких мастеров керамики и фарфора в Европе был просто колоссальным, неудивительно, что мастера из других стран пытались овладеть искусством создания удивительных фигурок, которые бы мало в чем уступали немецким шедеврам. И некоторым действительно удалось повторить успех Мейсенской мануфактуры и в чем-то, по мнению экспертов, даже превзойти ее.
Речь идет об итальянской мануфактуре Каподимонте (Capodimonte) в Неаполе. Мануфактура была основана в 1743 и в своем производстве стала использовать принципиально другие материалы и техники, в результате чего изделия мануфактуры Каподимонте поразили публику своей уникальностью.
В южной Италии использовали фарфоровую суспензию из смеси полевого шпата и нескольких каолиновых глин, которые добывали в разных карьерах. В итоге у итальянцев получалось мягкое тесто удивительного молочного цвета. Фарфоровые статуэтки Каподимонте очень нежные и теплые, мануфактура существует до сих пор, продолжая традиции немецких и итальянских мастеров.
Художница-монахиня
Успех немецких и итальянских фарфоровых статуэток подсказал руководству фарфорового завода Гебель в Германии идею воплотить в фарфоре фигурки милых детишек по эскизам немецкой художницы-монахини Берты Хуммель, известной также как сестра Мария Инносентия. Фарфоровые статуэтки Hummel от фабрики «Гебель» дебютировали на Лейпцигской Торговой выставке в марте 1935 года.
К концу года прибыль от продажи фарфоровых фигурок Берты Хуммель вполне обеспечивала существование монастыря, в котором проживала сестра Мария Инносентия. В конце 40-х годов прошлого века фигурки Хуммель попали в США, где обрели не меньшую славу, чем в Европе. И, несмотря на то, что творчество Берты Хуммель было запрещено нацистами, фигурки по ее рисункам выпускались и во время войны и после, вплоть до 2008 года.
Не обязательно заниматься коллекционированием фарфоровых статуэток, чтобы оценить красоту и тонкость работы немецких мастеров, вдохновивших своими шедеврами скульпторов и художником других стран. Если вы артистическая и впечатлительная натура, эти великолепные фигурки со своими характерами и уникальными образами вам обязательно понравятся.