Balmain Jolie Madame: отражение первой в мире женщины-парфюмера

17 Сентября 2009

Balmain Jolie Madame: отражение первой в мире женщины-парфюмера Хотя сегодня французский модный дом Balmain известен, в основном, своими роскошными жакетами в стиле милитари, пополнившим гардеробы самых известных голливудских див от Бейонсе до Рианны, винтажные парфюмерные творения Balmain завоевали места в списках культовых ароматов наряду с лучшими ароматами Chanel и Guerlain. Один из них - винтажный аромат Jolie Madam, появившийся в далеком 1953 году - очевидный пример того, как личность создателя влияет на аромат. Парфюмером, создавшим для Пьера Бальмена знаменитые духи Jolie Madam, стала француженка Жермен Селье - первая в мире женщина, завоевавшая право зваться парфюмером наряду с мужчинами.

Жермен Селье была женщиной неординарной - высокая стройная блондинка с безошибочным чувством стиля (она предпBalmain Jolie Madame: отражение первой в мире женщины-парфюмераочитала костюмы от Balmain) и острым язычком, Жермен была моделью французского художника Андре Дерена и близкой подругой Жана Кокто, в качестве химика работала в Roure Bertrand. В этом году Селье отметила бы свое столетие.

Жермен - создательница множества успешных ароматов: от Balmain Vent Vert, созданного ею в 1945 году и ставшего первым современным зеленым ароматом, до Piguet Bandit, Piguet Fracas, Balmain Monsieur Balmain и Nina Ricci Coeur Joie. Современники утверждали, что свои ароматы Жермен Селье создает так же, как художник - картину, пытаясь выразить абстрактное искусство в парфюмерных творениях. Один из самых авангардных парфюмеров своей эпохи, Жермен Селье не следовала классическим парфюмерным традициям, отдавая предпочтение экспериментам с ингредиентами, от использования которых другие парфюмерии зачастую отказывались в силу их почти грубой интенсивности. Творения Жермен Селье всегда отличались непредсказуемостью - в точности, как и сама Селье.

Созданный Селье для Бальмена в 1953 году аромат Jolie Madame оказался столь успешным, что в честь духов французский дизайнер затем назвал несколько своих моделей. Парфюмерная композиция Jolie Madame построена на множестве цветочных нот - гардении, жасмина, розы, туберозы, нероли, бергамота, кориандра, пачули, ветивера - однако при нанесении аромат «раскладывается» на ноты зеленой листвы, фиалки и кожи. «Зеленое» начало аромата обеспечивает ему непередаваемую живость и энергичность, цветочный аромат фиалки - женственность и элегантность. Наконец, замыкающий композицию аккорд кожи - своеобразный символ того, что обладательница Jolie Madam - женщина, шутить с которой опасно, как и сама Жермен Селье.

Как отмечала впоследствии сама Жермен Селье, создавая новый аромат для Balmain, она попыталась смягчить кBalmain Jolie Madame: отражение первой в мире женщины-парфюмераожу неожиданным аккордом - пудровой и сладкой нотой фиалки. Источником вдохновения для парфюмера стали два ее предыдущих творения - необычайно интенсивные Robert Piguet Bandit и Robert Piguet Fracas. Выпуская Jolie Madame, Пьер Бальмен пошел на известный риск - во французской парфюмерии эпохи пятидесятых с ее незыблемыми традициями кожаные ароматы ценились куда меньше, чем классические женские цветочно-шипровые ароматы. Риск Balmain оказался оправданным: творение Жермен Селье оценили не только законодательницы моды - француженки, но и американки. Одной из самых преданных поклонниц аромата Jolie Madam была знаменитая писательница Гетруда Штайн - верная клиентка Пьера Бальмена, Штайн полагала, что именно неординарное сочетание нежной фиалки и кожи Jolie Madam лучше всего отражает её индивидуальность.

Несколько десятилетий просуществовав без изменений, уже в девяностых годах Jolie Madame пережил несколько переизданий, что, естественно, не самым лучшим образом сказалось на аромате: исчезла теплота чувственной базы дубового мха и аккорда кожи, а цветочные ноты почти полностью заменили яркие, но искусственные альдегидные ноты. Сам аромат стал куда более простым и бледным, размытым по сравнению с оригинальной, насыщенной и интенсивной версией.

Сегодня Jolie Madame по-прежнему выпускается в классическом, простом флаконе с самой обычной этикеткой - как в свое время Коко Шанель, Пьер Бальмен не занимался созданием оригинального, бросающегося в глаза дизайна флакона, справедливо полагая, что содержимое флакона должно говорить само за себя.

Татьяна Смирнова