Сегодня количество парфюмерных новинок, выпускаемых в год, превышает несколько сотен. Не удивительно, что на первое место в индустрии парфюмерии уже давно вышла коммерческая составляющая любого аромата - за исключением, пожалуй, творений нишевых парфюмеров. Между тем, в начале прошлого тысячелетия, во время становления парфюмерии в современном ее виде, каждый новый аромат становился уникальным - не в последнюю очередь благодаря смысловой нагрузке, особой идее, которую создатель оного воплощал в парфюмерной композиции. Аромат Joy, выпущенный в 1929 году Жаном Пату, стал как раз таким ароматом - как спустя почти два десятилетия легендарный L’Air du Temps от Nina Ricci, своеобразным символом новой надежды и оптимизма.
На создание Joy, на долгие десятилетия ставшего символом дома Jean Patou, французского кутюрье Жана Пату вдохновили печальные события. Аромат появился в 1929 году, вскоре после «Черного понедельника» 28 октября - знаменитого краха нью-йоркской биржи, ставшего началом Великой депрессии. Самый масштабный за всю предшествующую ему историю США экономический кризис разорил множество американских семей - некоторые из них не могли себе позволить даже нормальную еду, не то что модную одежду от французских кутюрье. Именно тогда Жан Пату принял решение создать для своих американских клиенток особый подарок - уникальный в плане роскоши и эксклюзивности парфюм Joy, ставший не просто ароматом, но настоящим образчиком парфюмерного искусства. Весь смысл парфюмерного творения Жана Пату отразило название - Joy, символ радости, надежды в самые сложные кризисные времена.
Впрочем, у создания Joy имелись и чисто практические причины - на американском рынке, где в связи с Великой депрессией спрос на коллекции французских кутюрье упал практически мгновенно, дом Жана Пату мог выжить только благодаря продаже парфюмерии.
Примечательно, что до появления Joy Жан Пату выпускал ароматы куда более легкомысленные: так, после Первой мировой войны, открыв свой первый модный бутик, кутюрье выпустил дебютную коллекцию ароматов Amour Amour - для брюнеток, Que Sais-Je? - для блондинок и Adieu Sagesse - для рыжеволосых. В Joy, однако, нет ни капли легкомысленного кокетства дебютных парфюмерных творений Пату - он дополняет образ женщины, обладающей одновременно и исключительной женственностью, и той силой и зрелой привлекательностью, которые приходят только с взрослением и опытом.
Аромат Joy был разработан с особой тщательностью, словно изысканное платье haute couture, и на долгие десятилетия остался символом роскоши: для создания его Жан Пату заказывал самые дорогостоящие ингредиенты в количествах, по меркам парфюмерии тридцатых годов считавшихся экстравагантными. До сих пор для создания 30 миллилитров парфюма требуется не меньше десяти тысяч цветов жасмина из Грасса и 28 дюжин ароматных роз, а в свое время благодаря столь высоким запросам Пату фактически революционизировал процесс создания парфюмерии. Со временем Joy превратился во второй по популярности и объему продаж парфюм в мире после легендарных духов Chanel №5, а в числе его знаменитых поклонниц были Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди-Онассис и Джозефин Бейкер. До появления уже в XXI столетии аромата Clive Christian Joy от Жана Пату прочно удерживал звание самых дорогих в мире духов.
Изысканный флакон для Joy французский архитектор Луи Су, руководствуясь принципами золотого сечения, создал из цельного куска хрусталя , украсив флакон отделкой золотом. В 1932 году сам Жан Пату разработал для Joy новый миниатюрный черно-красный флакон, а уже в 1975 году парфюм обзавелся еще одним флаконом, созданным из хрусталя Baccarat, благодаря которому стал еще более дорогим и эксклюзивным.
Парфюмерная композиция Joy представляет собой настоящую квинтэссенцию цветочных ароматов, строясь исключительно на натуральных цветочных нотах - лишь базовые ноты Joy являются синтетическими. В состав Joy входят масло болгарской розы, иланг-иланг, тубероза, жасмин и синтетический мускусный аккорд. Несмотря на более чем солидный возраст, приближающийся к восьмидесяти годам, Jean Patou Joy никак нельзя назвать старомодным - аромат обладает глубиной, которая делает более изысканной его прямолинейную красоту.
Татьяна Смирнова