Споры по поводу детских компьютерных игр ведутся довольно давно, однако к единому мнению психологи и медики так и не пришли. С одной стороны, все чаще возникают случаи так называемой компьютерной зависимости детей, с другой - без освоения информационных технологий обойтись в настоящее время практически невозможно. Одним из способов найти компромисс между этими точками зрения стали развивающие компьютерные игры для детей, которые позволяют одновременно и играть, и обучаться.
Правила выбора
Помочь ребенку выбирать только «правильные», добрые и умные игры - задача родителей, которые обязательно должны проверить, насколько предлагаемая магазинами и интернетом продукция безопасна для малышей. При этом необходимо учитывать и возраст ребенка, и уровень его интеллектуального и эмоционального развития, и даже пол.
Так, девочкам можно предложить игры-«одевалки», а мальчику - связанные, например, с рыбалкой или автомобилями. При этом они не должны быть агрессивными, слишком яркими и шумными, однако красивая графика, удивительная мультипликация, интерактивные элементы приветствуются.
Веселое обучение
Необходимо помнить, что главная задача развивающих компьютерных игр - не развлечение, а веселая и ненавязчивая подготовка ребенка к обучению в детском саду и школе: развитие логики, умения выражать свои мысли, памяти и внимания. Некоторые игры дают малышу конкретные знания - например, помогают изучать математику, историю, основы экономики или даже игру на фортепьяно.
Мелкая моторика, быстрота реакции, зрительная координация, внимание, умение планировать собственные действия, абстрактное мышление, способность продумывать алгоритм - все эти качества помогают развивать правильно подобранные детские компьютерные игры.
Богатый ассортимент
В настоящее время существует большое разнообразие компьютерных развлечений для детей разных возрастов. Так, например, малышам до пяти лет будут интересны игры на восприятие, в которых предлагается собрать картинку по частям или в правильном порядке разложить ее составляющие. Одновременно с этим ребенок запоминает понятия «право» и «лево», «вниз» и «вверх», цвета и форму фигур.
Детям пяти-шести лет подойдут игры, предполагающие творчество и развитие логического мышления, - например, пазлы, тетрисы или раскраски любимых героев мультфильмов и сказочных персонажей. Девочкам постарше придутся по вкусу игры, по правилам которых нужно создать собственное ателье, парикмахерскую или салон красоты. В этом же возрасте актуальны всевозможные лабиринты и головоломки, развивающие мышление.
В настоящее время существует также немало обучающих игр, герои которых проводят своеобразные уроки письма или иностранного языка в забавной форме. Для школьников станут интересными игры-программы по биологии, химии или физике, а также элементарные стратегии, которые учат размышлять и принимать решение.
Друзья или враги?
И все же, при всех плюсах детских компьютерных игр, увлечение ими может стать началом настоящей компьютерной зависимости. Поэтому задача родителей - не только грамотно выбрать продукт, но и научить малыша правильно его использовать. Так, известно, что «общение» пятилетнего ребенка с компьютером не должно превышать двадцати минут в день, в семь лет достаточно сорока минут.
Кроме того, очень важно, чтобы малыш понял, что компьютер - это не друг, не увлекательный мир, это всего лишь средство, инструмент, с помощью которого можно научиться чему-то новому, а иногда отдохнуть и развлечься. Ребенок должен знать, что существуют и другие, не менее интересные формы проведения досуга, и предложить их - задача мамы и папы.
Компьютер как элемент воспитания
Компьютер может стать привилегией, элементом воспитания (например, в качестве поощрения), но не единственным занятием малыша в свободное время. Машина не должна заменять живого общения, а виртуальные персонажи - родителей и друзей. Поэтому игры на компьютере стоит использовать и для сближения подрастающего ребенка и мамы с папой.
Так, можно поиграть вместе, обсудить увиденное, помочь решить сложные виртуальные задачи. В этом случае игра может дать возможность налаживания контакта, стать точкой соприкосновения. И самое главное - нельзя забывать, что только от родителей зависит, пойдет ли ранняя компьютерная грамотность на пользу ребенку.
Дарья Цветкова