Пудра вот уже несколько столетий считается незаменимым косметическим средством - издавна она выравнивала тон кожи, делая ее, в зависимости от причуд моды, то аристократически-бледной, то, наоборот, загорелой, скрывала недостатки кожи. Задолго до того, как египетские женщины начали использовать пудру, жители разных стран покрывали кожу особыми смесями на основе глины или мела - правда, отнюдь не из соображений красоты: считалось, что изменение цвета кожи поможет скрыться от злых духов.
Пудра как косметическое средство, действительно, появилась в древнем Египте: сама царица Клеопатра обязательно пудрила лицо, прежде чем нанести косметику. Белая кожа стала признаком высокого положения в обществе: богатым женщинам не приходилось проводить весь день за работой на открытом воздухе, под палящими лучами солнца, и потому их кожа никогда не приобретала загорелый оттенок. Малейшие признаки загара египтянки скрывали под слоем пудры. Ингредиентами для создания пудры в древние времена служили вещества самые экзотические - та же Клеопатра, готовая на любые жертвы ради собственной красоты, предпочитала пудру из помета крокодила. А жительницы античного Рима пользовались пудрой, представлявшей собой смесь истолченного мела и свинца, чрезвычайно вредной для здоровья, но моментально скрывавшей все недостатки кожи под слоем опасной косметики. Несмотря на очевидную вредность для кожи, такая смесь ценилась необычайно высоко - позволить ее себе могли лишь самые богатые жительницы Рима. Прочие же римлянки довольствовались тем, что наносили на кожу смесь из пшеничной муки.
В начале нашей эры пудра была популярной у всех народов мира - в Азии белая кожа также считалась признаком аристократизма, принадлежности к избранному классу, а белый цвет вообще символизировал душевную красоту и благородство. Пудрой из рисовой муки в Японии пользовались не только женщины, но и мужчины. В Европе такая пудра появилась гораздо позже - уже в XVI столетии, с появлением во Франции, Испании, Англии риса. Пудрой из измельченного риса покрывали не только кожу лица, но и парики, становившиеся все более массивными. При дворе Людовика XV пудру в ранг обязательного для женщины средства косметики возвела фаворитка короля маркиза де Помпадур. Придворные красавицы накладывали густой слой пудры на лицо, плечи, руки, придавая им аристократическую бледность и скрывая дефекты кожи. В моду вошла цветная пудра - нежно-розовая подчеркивала естественный румянец щек, голубая накладывалась под глазами.
В течение нескольких веков пудрой пользовалась буквально вся Европа - и мужчины, и женщины, и королевские придворные, и богатые буржуа. А затем всего за несколько лет пудра практически исчезла: в конце XVIII века на пудру уходило такое огромное количество пшеничной и рисовой муки, что во Франции, а затем и в других странах, в целях экономии производство пудры было запрещено. Почти на столетие пудра полностью ушла в забвение: в моду на короткий срок вошли естественность и здоровый цвет лица. В Великобритании к запрету пудры наравне с другими средствами косметики приложила руку королева Виктория, объявившая косметику вульгарной.
Вновь популярность пудры начала расти в начале XX века: театральные актрисы скрывали недостатки кожи с помощью грима не только на сцене, но и в жизни. А затем во Франции наконец была изобретена пудра почти в современном ее виде - на основе талька, без вредных примесей типа свинца, не раздражавшую кожу. Всего за несколько десятилетий в индустрии косметики свершилось больше революций, чем за все века существования пудры. В 1923 году английская компания Laughton & Sons начала выпускать удобные компактные пудреницы со спонжем, а в пятидесятых легендарный голливудский визажист Макс Фактор выпустил доступную для всех женщин, а не только киноактрис, повседневную версию своей пудры-основы под названием «Pan Cake», эффективно скрывавшей все недостатки кожи. На заре XX века Энтони Овертон выпустил первую пудру для афроамериканок под брендом High Brown. Одной из первых недорогую пудру начала выпускать Хелена Рубиштейн, а в начале сороковых массовое производство пудры наряду с другой косметикой начала Элизабет Арден.
Татьяна Смирнова