История большинства крупных домов моды насчитывает достаточно много известных имен: постоянная смена дизайнеров давно стала печальной традицией индустрии моды. Дом Chanel, с другой стороны - один из немногих представителей мира моды, история которого связана, по большому счету, лишь с двумя громкими именами: основательницей дома, легендарной Коко Шанель, и Карлом Лагерфельдом, дизайнером, который возглавляет французский бренд на протяжении вот уже почти трех десятилетий.
Эпоха Коко Шанель
История дома Chanel, как известно, началась в далеком 1909 году, когда Габриэль Шанель открыла свой первый салон в доме своего любовника, Этьена Бальзана, где на заре XX столетия собиралась элита Парижа. Впрочем, уже в 1910 году Шанель с помощью Артура Кэпела приобрела отдельное здание на Рю Камбон в Париже, а двумя годами позднее открыла отдельный салон головных уборов.
Стремительному развитию дома Chanel помешала Первая мировая война, но в каком-то смысле именно военная эпоха сделала коллекции Коко Шанель успешными: пользуясь тем, что женщины были вынуждены вместо ушедших на фронт мужчин выполнять достаточно тяжелую работу, Шанель предложила своим покупательницам одежду простую, практичную и теплую, в том числе жакеты из фланели, прямые льняные юбки, длинные свитера из джерси и классический костюм с юбкой и жакетом. Благодаря Коко джерси, до того считавшееся материалом исключительно мужским, прочно вошло в женский гардероб - хотя сама Шанель начала использовать недорогое трикотажное полотно при создании своих коллекций исключительно в силу финансовых затруднений. В 1921 году дом Chanel выпустил дебютный аромат - созданный парфюмером Эрнестом Бо Chanel №5, в 1925 году - знаменитый твидовый жакет, а годом позднее - ставшее культовым маленькое черное платье и костюмы из твида.
За каких-то десять лет имя Коко Шанель стало одним из самых известных имен в мировой моде: в эпоху двадцатых годов дом Chanel, помимо коллекций готовой одежды, выпускал парфюмерию, коллекции украшений и одежды haute couture. Ни один из парижских домов моды не мог соперничать с домом Chanel. Но, к несчастью, в конце тридцатых годов для мировой индустрии моды наступили исключительно сложные времена, и, когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Коко Шанель оставила моду.
Вторая попытка завоевания индустрии моды для Коко Шанель была едва ли не более сложной, чем первая: после окончания войны и кратковременного пребывания в Швейцарии в 1953 году дизайнер вновь вернулась в Париж – только чтобы обнаружить, что ее имя практически никто не помнит, а новым фаворитом мира моды стал Кристиан Диор с его New Look. Достаточно быстро Шанель удалось восстановить утраченные было позиции: в том же 1953 году к своим знаменитым твидовым и шерстяным костюмам дизайнер выпустила жемчужные ожерелья, а в 1955 году представила ставшую культовой сумочку на ручке-цепочке Chanel 2.55.
Эпоха Карла Лагерфельда
После смерти Коко Шанель в 1971 году главой основанного ею дома стал Ален Вертгеймер, внук компаньона Шанель Пьера Вертгеймера. Новому хозяину Chanel досталась весьма непростая задача: вновь сделать французский бренд популярным и современным (в семидесятых даже культовый Chanel №5 считался устаревшим). Со сложной задачей Ален Вертгеймер справился блестяще: инвестировав миллионы долларов в рекламу аромата Chanel №5 и сделав его поклонницами многочисленных звезд, он превратил аромат в по-настоящему эксклюзивный. Впрочем, заслуги Алена перед домом Chanel не ограничиваются одним лишь возвращением на лидерские позиции аромата Chanel №5: именно Вертгеймер, пытаясь вернуть модному бренду утраченные позиции, убедил Карла Лагерфельда возглавить Chanel, отказавшись от позиции главного дизайнера французского дома Chloe.
В 1983 году для дома Chanel началась новая эра: возглавивший модный бренд Карл Лагерфельд сделал имидж Chanel куда более современным, строя коллекции на новых, актуальных тенденциях и при этом не забывая о классической эстетике Chanel. Одним из нововведений с приходом Карла Лагерфельда стало стремительное расширение империи Chanel: уже в 1987 году французский дом запустил линию часов, а в конце девяностых - линию косметических продуктов по уходу за кожей Precision и линию солнцезащитных очков и оптики в сотрудничестве с Luxottica.
На сегодняшний день дом Chanel - один из крупнейших модных брендов мира, более 200 бутиков которого открыты в десятках стран мира, от Европы до Азии. Над коллекциями pret-a-porte и haute couture Chanel по-прежнему работает Карл Лагерфельд, который, несмотря на весьма продолжительную карьеру, не собирается покидать модный бренд в обозримом будущем - о чем неоднократно заявлял в многочисленных интервью. В коллекциях Лагерфельда для Chanel по-прежнему сочетаются элементы эстетики самой Коко Шанель и самые актуальные тенденции: из сезона в сезон Лагерфельд представляет все новые и достаточно интересные интерпретации культовых жакетов Коко.
Татьяна Смирнова