Бархат в эпоху Ренессанса - достижение техническое и художественное

18 Октября 2013

бархат в эпоху РенессансаВ эпоху Возрождения роскошные ткани из шелка и нитей из драгоценных металлов считались одними из самых ценных вещей, принадлежащих богатым людям и церкви. Как символ власти, богатства и вкуса такие ткани имели на себе изображение фамильных гербов или другие знаки, связанные с семьей и родом, и были особенно ценны. Бархат в эпоху Ренессанса использовался в светском платье, религиозном облачении и в интерьере.

Точное значение некоторых мотивов, которые имели особое значение в эпоху Возрождения, было потеряно в течение времени. Но факт остается фактом, эти роскошные ткани наиболее высоко ценились как продукция талантливых итальянских ткачей и экспортировались по всей Европе, а также в Османскую империю. Такие дорогие ткани были востребованы высшим классом, который мог себе их позволить, но в производстве и сбыте тканей участвовало очень много людей почти всех классов общества. В период примерно с 1400 до 1600 года итальянские и испанские ткачи преуспели в производстве бархата необыкновенной красоты.

alt

Что такое бархат

В то время как льняные ткани с ворсом в виде петель были впервые созданы тысячи лет назад в Египте, техника создания бархата является относительно молодой. Она, вероятно, возникла в Китае и, возможно, была разработана в тринадцатом веке, если не раньше. Бархат - это ткань с ворсом из шелка, структура которой создается переплетением нитей с параллельным образованием петель. Петли и ворс - неотъемлемая часть структуры ткани. Полученные петли могут быть в дальнейшем разрезаны, чтобы сформировать плотный ворс, или могут остаться петлями. Помимо того, что процесс занимает очень много времени, этот метод требует большего количества нитей, чем простой текстиль без ворса.

бархат в эпоху Ренессансабархат в эпоху Ренессанса

Разрезной шелковый бархат обладает прекрасным блеском и глубиной цвета, которые изменяются при драпировке, когда на ткани образуются складки и свет отражается под разными углами. Бархатные ткани с более чем одной цветной нитью только усиливают этот эффект. Но добавление сверкающих металлических нитей для контраста с богатым шелковым ворсом поставило бархат на уровень технических и художественных достижений.

Изображения на бархате периода Возрождения – это так называемый «гранатовый узор», состоящий из крупных стилизованных цветочных и растительных мотивов, которые часто напоминали спелые плоды граната, артишоки или цветы чертополоха. Эти ткани появляются в живописи того времени в ряде контекстов, которые показывают их символическое значение в дополнение к их фактическому использованию. Например, бархат с «гранатовым» узором часто присутствует на изображениях Богоматери с Младенцем. Такая ткань также использовалась в церковном облачении. Небольшие изделия из бархата появлялись в светских портретах как часть модного платья, часто это были рукава или юбки.

alt

Центры производства в Италии

Венеция, Флоренция и Генуя всегда были традиционно признанными итальянскими центрами производства высококачественного бархата. В более позднее время важность миланской шелковой промышленности, которая зародилась в середине пятнадцатого века под патронажем князей Висконти и Сфорца, также очень выросла. Венеция и Генуя - морские порты, открытые как для западноевропейских, так и для восточных рынков, имели желающих покупать роскошный бархат и внутри страны, и за рубежом.

бархат в эпоху Ренессансабархат в эпоху Ренессанса

В шестнадцатом веке превосходство генуэзского черного бархата признавали даже их венецианские конкуренты. Флоренция была известна своим великолепным бархатом с петлей букле из металлической нити в густом шелковом ворсе (хотя эта техника практиковалась во всех крупных центрах) и высококачественными узорами. В дополнение к крупным стилизованным цветочным мотивам покупатели могли заказать конкретные изображения семейного герба или нечто подобное.

В музеях есть ряд примеров текстиля, связанного с династией Медичи и Флоренцией. Несмотря на то, что местные правила часто предусматривали, например, определенные цвета кромки или конкретное количество нитей основы, рынки дорогих тканей постоянно соперничали друг с другом, и промышленный шпионаж был обычным явлением. Конкуренты часто имитировали лучшую продукцию своих соперников. Представители миланской шелкоткацкой промышленности даже заявили, в частности, что она должна быть смоделирована по образцу ранее созданных центров, таких как Флоренция. Таким образом, хотя определить место, где была соткана ткань, трудно без документального подтверждения, мотивы, связанные с местными семьями и родами, часто считаются лучшими признаками этого.

alt

Гильдии и сырье

Важность производства шелковых тканей для экономики и общества Италии в эпоху Возрождения высказал один писатель шестнадцатого века. Шелкоткацкое ремесло являлось очень благородным искусством, достойным любого знатного человека. Оно превозносило богатых и помогало бедным. Было необходимо большое умение, чтобы заниматься им, так как оно включало в себя огромное количество операций, и никто не был способен справиться с ним в одиночку.

бархат в эпоху Ренессансабархат в эпоху Ренессанса

Эти многочисленные операции включают выращивание шелковичных червей, обработку коконов для получения шелкового волокна, прядение, очистку, окраску и намотку готовой шелковой нити, монтаж ткацкого станка с подготовленной нитью, тканье и, наконец, проверку готовой ткани и ее продажу. Кроме того, ювелиры изготавливали нити из чистого и позолоченного серебра, которые вплетались в шелковую ткань для создания декоративных парчовых элементов на самом дорогом бархате.

бархат в эпоху Ренессансабархат в эпоху Ренессанса

Квалифицированные ремесленники, красильщики нитей, производители металлических нитей и ткачи были членами различных профессиональных гильдий. Члены гильдии были учениками целых семь или восемь лет, прежде чем быть принятыми в качестве независимых профессионалов. Качество нитей, красителей и конечного продукта тщательно контролировалось профессиональными организациями, а также местным законодательством. Если качество ткани признавалось низким, ткань в соответствии с правилами должна была быть уничтожена.

бархат в эпоху Ренессансабархат в эпоху Ренессанса

Качество красителей для нитей было настолько важно, что ткачи должны были ткать специальные кромки, чтобы обозначить качество и плотность использованной шелковой нити. Торговцы искали самые яркие оттенки и были готовы платить премию за надежные красители, которые не бледнеют со временем и под воздействием света. Ярко-красные оттенки были всегда популярны, за ними шли ярко-зеленый и сапфирово-синий. Черно-белая бархатная одежда была в моде, особенно в пятнадцатом веке. Только редкие фрагменты этих тканей сохранились до наших дней, так как вещества, используемые для получения глубокого черного и ярко-белого цвета, разъедали шелковые волокна. Все красители для тканей получали из растений, минералов или, как в случае с лучшими красными цветами, из насекомых. Широкая палитра цветов была произведена из этих природных веществ самыми опытными красильщиками.

Секреты крашения и ткачества тщательно охранялись, и самым лучшим ремесленникам одно время было даже запрещено покидать родной город, чтобы они не могли поделиться своим опытом с конкурирующими производителями. Такой контроль качества и производства роскошного текстиля отражает его значение не только для владельцев тканей, но и для всех, кто был вовлечен в их изготовление.