В эпоху Возрождения роскошные ткани из шелка и нитей из драгоценных металлов считались одними из самых ценных вещей, принадлежащих богатым людям и церкви. Как символ власти, богатства и вкуса такие ткани имели на себе изображение фамильных гербов или другие знаки, связанные с семьей и родом, и были особенно ценны. Бархат в эпоху Ренессанса использовался в светском платье, религиозном облачении и в интерьере.
Точное значение некоторых мотивов, которые имели особое значение в эпоху Возрождения, было потеряно в течение времени. Но факт остается фактом, эти роскошные ткани наиболее высоко ценились как продукция талантливых итальянских ткачей и экспортировались по всей Европе, а также в Османскую империю. Такие дорогие ткани были востребованы высшим классом, который мог себе их позволить, но в производстве и сбыте тканей участвовало очень много людей почти всех классов общества. В период примерно с 1400 до 1600 года итальянские и испанские ткачи преуспели в производстве бархата необыкновенной красоты.
Что такое бархат
В то время как льняные ткани с ворсом в виде петель были впервые созданы тысячи лет назад в Египте, техника создания бархата является относительно молодой. Она, вероятно, возникла в Китае и, возможно, была разработана в тринадцатом веке, если не раньше. Бархат - это ткань с ворсом из шелка, структура которой создается переплетением нитей с параллельным образованием петель. Петли и ворс - неотъемлемая часть структуры ткани. Полученные петли могут быть в дальнейшем разрезаны, чтобы сформировать плотный ворс, или могут остаться петлями. Помимо того, что процесс занимает очень много времени, этот метод требует большего количества нитей, чем простой текстиль без ворса.
Разрезной шелковый бархат обладает прекрасным блеском и глубиной цвета, которые изменяются при драпировке, когда на ткани образуются складки и свет отражается под разными углами. Бархатные ткани с более чем одной цветной нитью только усиливают этот эффект. Но добавление сверкающих металлических нитей для контраста с богатым шелковым ворсом поставило бархат на уровень технических и художественных достижений.
Изображения на бархате периода Возрождения – это так называемый «гранатовый узор», состоящий из крупных стилизованных цветочных и растительных мотивов, которые часто напоминали спелые плоды граната , артишоки или цветы чертополоха. Эти ткани появляются в живописи того времени в ряде контекстов, которые показывают их символическое значение в дополнение к их фактическому использованию. Например, бархат с «гранатовым» узором часто присутствует на изображениях Богоматери с Младенцем. Такая ткань также использовалась в церковном облачении. Небольшие изделия из бархата появлялись в светских портретах как часть модного платья, часто это были рукава или юбки.
Центры производства в Италии
Венеция, Флоренция и Генуя всегда были традиционно признанными итальянскими центрами производства высококачественного бархата. В более позднее время важность миланской шелковой промышленности, которая зародилась в середине пятнадцатого века под патронажем князей Висконти и Сфорца, также очень выросла. Венеция и Генуя - морские порты, открытые как для западноевропейских, так и для восточных рынков, имели желающих покупать роскошный бархат и внутри страны, и за рубежом.
В шестнадцатом веке превосходство генуэзского черного бархата признавали даже их венецианские конкуренты. Флоренция была известна своим великолепным бархатом с петлей букле из металлической нити в густом шелковом ворсе (хотя эта техника практиковалась во всех крупных центрах) и высококачественными узорами. В дополнение к крупным стилизованным цветочным мотивам покупатели могли заказать конкретные изображения семейного герба или нечто подобное.
В музеях есть ряд примеров текстиля, связанного с династией Медичи и Флоренцией. Несмотря на то, что местные правила часто предусматривали, например, определенные цвета кромки или конкретное количество нитей основы, рынки дорогих тканей постоянно соперничали друг с другом, и промышленный шпионаж был обычным явлением. Конкуренты часто имитировали лучшую продукцию своих соперников. Представители миланской шелкоткацкой промышленности даже заявили, в частности, что она должна быть смоделирована по образцу ранее созданных центров, таких как Флоренция. Таким образом, хотя определить место, где была соткана ткань, трудно без документального подтверждения, мотивы, связанные с местными семьями и родами, часто считаются лучшими признаками этого.
Гильдии и сырье
Важность производства шелковых тканей для экономики и общества Италии в эпоху Возрождения высказал один писатель шестнадцатого века. Шелкоткацкое ремесло являлось очень благородным искусством, достойным любого знатного человека. Оно превозносило богатых и помогало бедным. Было необходимо большое умение, чтобы заниматься им, так как оно включало в себя огромное количество операций, и никто не был способен справиться с ним в одиночку.
Эти многочисленные операции включают выращивание шелковичных червей, обработку коконов для получения шелкового волокна, прядение, очистку, окраску и намотку готовой шелковой нити, монтаж ткацкого станка с подготовленной нитью, тканье и, наконец, проверку готовой ткани и ее продажу. Кроме того, ювелиры изготавливали нити из чистого и позолоченного серебра, которые вплетались в шелковую ткань для создания декоративных парчовых элементов на самом дорогом бархате.
Квалифицированные ремесленники, красильщики нитей, производители металлических нитей и ткачи были членами различных профессиональных гильдий. Члены гильдии были учениками целых семь или восемь лет, прежде чем быть принятыми в качестве независимых профессионалов. Качество нитей, красителей и конечного продукта тщательно контролировалось профессиональными организациями, а также местным законодательством. Если качество ткани признавалось низким, ткань в соответствии с правилами должна была быть уничтожена.
Качество красителей для нитей было настолько важно, что ткачи должны были ткать специальные кромки, чтобы обозначить качество и плотность использованной шелковой нити. Торговцы искали самые яркие оттенки и были готовы платить премию за надежные красители, которые не бледнеют со временем и под воздействием света. Ярко-красные оттенки были всегда популярны, за ними шли ярко-зеленый и сапфирово-синий. Черно-белая бархатная одежда была в моде, особенно в пятнадцатом веке. Только редкие фрагменты этих тканей сохранились до наших дней, так как вещества, используемые для получения глубокого черного и ярко-белого цвета, разъедали шелковые волокна. Все красители для тканей получали из растений, минералов или, как в случае с лучшими красными цветами, из насекомых. Широкая палитра цветов была произведена из этих природных веществ самыми опытными красильщиками.
Секреты крашения и ткачества тщательно охранялись, и самым лучшим ремесленникам одно время было даже запрещено покидать родной город, чтобы они не могли поделиться своим опытом с конкурирующими производителями. Такой контроль качества и производства роскошного текстиля отражает его значение не только для владельцев тканей, но и для всех, кто был вовлечен в их изготовление.