Она выворачивает вещи наизнанку, распарывает швы и создает фасоны, которым можно дать весьма приблизительное определение: «что-то вроде жакета», «некий вариант юбки», «подобие кардигана». Это она стала главной бунтаркой в истории моды. Это она перевернула моду с ног на голову, затем вернула в нормальное положение и оставила как есть - растрепанную и растерянную. Вивьен Вествуд, королева панка, богиня провокаций.
Она не собиралась стать дизайнером. Рано выскочила замуж, быстро об этом пожалела. В то время, как в фильмах жизнь била ключом и устраивала героям невероятные приключения, жизнь домохозяйки в маленьком британском городке была похожа на медленное умирание. Она бросила семью и уехала в Лондон, и это был ее первый протест благовоспитанному обществу, в котором не принято было добропорядочной жене пускаться в авантюры.
А еще в этом обществе было не принято выделяться, и это был второй протест Вивьен Вествуд. Лондон 60-х был переполнен бунтующей молодежью, уставшей от чопорных родителей и все за всех решившего общества. Безмятежно медитирующие Дети цветов сменились скандалистами-панками, которые готовы были пойти на все, лишь бы отстоять свою внутреннюю свободу.
Вивьен познакомилась с Малкольмом Маклареном, студентом артколледжа Голдсмит, скандалистом и недобрым знакомым всей британской полиции. Вместе они открыли магазин на Кингс-роуд, 430, специализировавшийся на одежде и аксессуарах «тедди-бой» (вспомните стиль молодого Джона Леннона). Затем перешли на фетишистскую одежду. Малкольм был одним из организаторов знаменитой группы «Sex Pistols», и в их с Вивьен магазине побывали панки, рок-звезды и их подружки со всей Британии.
Именно тогда Вивьен и начала шить. Она не считала себя модельером, она просто повторяла модные в данной среде фасончики: узкие брюки, специфические пиджаки. И вдруг поняла, что вся эта одежда, полюбившаяся мальчикам из хороших семей, не слишком-то подходит идеологии панка. Совершенно не подходит. Она взяла ножницы и… отпорола рукава классической белой футболки, разодрала на коленях новые джинсы и предложила аксессуары, которыми сейчас, спустя более чем 30 лет, активно пользуются юные «неформалы» всех мастей: шипованные ошейники, клепанные браслеты , цепи, заклепки, английские булавки.
Она собственноручно создала стиль панк и сделала модными любые проявления контркультуры. Сегодня этот стиль - визитная карточка всей британской моды и излюбленный street style британской молодежи, независимо от их идеологии и принадлежности к какой бы то ни было субкультуре.
Однако, однажды Малкольм исчез, решив воплощать в жизнь собственные планы (что в конце концов оказалось не самой удачной идеей), молодежные бунты постепенно сошли на нет, и постепенно в обществе сформировались новые ценности. Одновременно с этим выросло поколение внутренне свободных людей, которым совершенно не хотелось бунтовать, которые отстаивали свою независимость вполне цивилизованными способами.
Казалось, полностью и окончательно исчезла идеологическая составляющая успеха Вивьен, и она совершенно не знала, что делать со своими навыками. Однако, в 1981 году на лондонском подиуме она показала свою первую коллекцию, спустя год завоевала Париж, спустя еще два - Японию. Причем в Японии ее идеи пришлись по душе прогрессивной молодежи, и оказали огромное влияние на формирование знаменитой японской уличной моды . С таким триумфальным багажом отступать было нельзя.
И Вивьен нашла. Нашла новую составляющую своей профессии: она сменила бунт на моду, и оказалась совершенно права. Она начала черпать вдохновение не только в субкультурных образах, но и в истории, и со временем нашла свою историческую нишу - эпоху Дюма. Она начала хулиганить в рамках общепринятых тенденций и добилась небывалого успеха. Из королевы панка она превратилась в богиню провокаций, и осталась совершенно равнодушна к какой-либо критике в адрес своих коллекций.
Бунта стало меньше, стиля - больше. Китч исчез, осталась насмешка. Вивьен Вествуд появляется на публике в классическом костюме, но на шее у нее - кулон со свиньей, да и крой костюма, при ближайшем рассмотрении, оказывается не слишком классическим. Ее модели могут появиться в бесконечно женственном платье-балахоне, а могут красоваться в брюках, которые, кажется, носило целое поколение долгожителей. Она по-прежнему лихо орудует ножницами и смело рвет платья на лоскуты, и каждая новая коллекция по-прежнему - лакомый кусочек для модных редакторов всего мира. Что на сей раз выкинет эта скандалистка Вивьен Вествуд? Не сомневайтесь, она вас точно удивит.
Дарья Печорина