Поль Пуаре - настоящий художник, мастер моды, творец, перекроивший не только сотни метров ткани, но и повернувший саму моду в иное русло. Пуаре освободил женщину от оков жесткого корсета, и именно ему современные леди должны быть благодарны за то, что они носят сейчас. Конечно, сегодня мы срываем плоды иных имен, но и они многим обязаны этому французу.
Никто не мог подумать, что карьера Поля Пуаре, который стартовал как продавец зонтов, да и то не слишком удачно, пойдет в гору столь стремительно. Талант всегда виден невооруженным глазом, а особенно очевидным он становится, когда рядом есть настоящий мэтр своего дела, способный оценить трудоемкую работу и ее результаты. В конце XIX века молодой Пуаре попал в парижский салон Жака Аусе, который по достоинству оценил рвение и трудолюбие юноши, и даже доверил ему не самую простую работу. Поль должен быть создавать костюмы для не самых покладистых клиенток, которыми были знаменитые актрисы, славящиеся изысканным вкусом. Затем пришла пора работы с артистками кабаре, где развернулась фантазия мастера и его страсть к созданию костюма оригинального кроя, из блестящих тканей, где вся композиция пылала роскошью и экстравагантностью. Его умение создавать своеобразные, новые костюмы, отвечающие при этом всем признакам элегантности, оценили не только дамы полусвета, но и особы голубых кровей, аристократки, княгини.
Уже в 1903 году открылся собственный салон господина Пуаре, где царило сияние востока, исходившее и от мебели, и от шикарно оформленных витрин. Это место нельзя назвать типичным салоном, ателье, куда можно было придти, чтобы заказать платье. Салон Поля Пуаре был своеобразной меккой хорошего вкуса, подлинным центром искусства моды. Его неизменной музой оставалась супруга Дениз, которая также стала лучшей подругой самых притязательных посетительниц салона.
Основная заслуга Поля Пуаре - изменения в сознании женщин мысли о том, какова должна быть одежда на ней сидящая. Ранее костюм, неизменным атрибутом которого был корсет, должен был скрывать от глаз тело женщины, искусственным путем выставляя напоказ формы, которыми дама могла и не обладать. Пуаре заставил женщину полюбить тело, данное ей природой. Теперь фигура не задрапировывалась как прежде, линия талии, ранее четко обозначенная жестким корсетом, сместилась под грудь, длина платья укорачивалась до щиколотки. Он освободил дам от неудобных и жарких нижних юбок, доставлявших массу неудобств при ходьбе. Женщина, принадлежавшая к высшему свету теперь обретала свободу одеваться самостоятельно, ведь ранее она должна была непременно пользоваться услугами горничной, шнуровавшей корсет.
В моделях Пуаре просматривается смешивание классических форм и обращение к этнической тематике. Его платья заимствуют мотивы из японского национального костюма, античные орнаменты или славянскую национальную вышивку. Была полностью пересмотрена и цветовая гамма женских туалетов: на смену спокойным пастельным тонам пришли жизнерадостные оттенки зеленого, красного, желтого, синего.
Любимыми тканями мастера были самые роскошные материалы - шелк, парча, которые он дополнительно декорировал бисером, блестками. В таком обилии сияния традиционные аксессуары, украшения из бриллиантов легко могли потеряться, поэтому нужно было придумать что-нибудь новое, что вскоре и было воплощено. Женщины стали носить крупные украшения из цветных камней, золотые и серебряные, эмалированные броши.
Вслед за пышущим великолепием костюма пришло устранение моды на такого же рода прически, дабы соблюсти гармонию. Отметая шиньоны, накладные волосы и парики, Пуаре ввел моду на гладкие укладки с лентами и небольшими тюрбанами.
Пуаре стал первым модельером, который выпустил свою линию духов. В 1911 году вышел его парфюм «Розан», названный в честь дочери.
Поль Пуаре работал в театре, писал книги, и занимался тем, что выходило у него превосходно - живописью. Он не гнался за славой, а просто целиком отдавал себя тому, что получалось у него лучше всего - даже лучше чем у других, которые вскоре и пришли на его место.
Имя Поля Пуаре осталось в книгах по истории моды, и теперь лишь те, кто листают эти страницы, понимают, насколько велико наследие этого мастера.
Евгения Жиркина