Многим, кто об индустрии моды имеет весьма отдаленное представление, кажется, что всевозможные бренды, объединяющие под своим названием самые различные направления модной жизни, от парфюмерии до одежды, это явление новое, молодое, недавнее. Однако же многие из этих домов имеют весьма солидную историю. Обратиться хотя бы к у одному из наиболее авторитетных домов, носящему имя, сразу отсылающее к античной мифологии - Hermes.
Неважно, с чего начинать, хоть с конской упряжи
Прямого отношения к имени античного бога Гермеса, вестника олимпийских богов в крылатых сандалиях, название дома Hermes не имеет - хотя, как знать, может быть, именно с древнегреческими мотивами связано появление фамилии Тьерри Эрме, основателя семейного предприятия. Того самого семейного предприятия, которое эмигрант из Германии в 1837 году открыл в Париже.
Сложно сказать, известно ли современным модницам и модникам, что бренд, производящий роскошные аксессуары, в свое время начинался как мастерская по производству конской упряжи. Правда, уже тогда были заложены основы будущей философии Hermes - инновационные идеи вкупе с самыми лучшими материалами и мастерами. Эрме не просто производил высококачественную конскую упряжь, которая в те времена была атрибутом гламурной жизни - роскошь кареты и упряжи была в высшем свете таким же показателем финансового благополучия и общественного статуса, каковым сейчас являются престижные автомарки.
Тьерри Эрме культивировал подход к своим изделиям, с одной стороны, как к произведениям искусства - лучшие материалы, дорогие ткани, особые узоры, золото, драгоценные камни ; с другой, использовал технические достижения - так, он ввел в широкий оборот специальные приспособления, которые облегчали сложную процедуру снаряжения кареты и лошадей. Постепенно сфера интересов дома Hermes расширялась и к 1870 году, когда патриарх семейства ушел на покой и дело возглавил его сын Шарль-Эмиль, мастерская производила практически все, что имело отношение к каретам и лошадям. Настоящим же революционером в истории дома Hermes стал младший внук Тьерри, Эмиль-Морис Эрме.
Вообще-то старт его деятельности не вселял оптимизма - потому как это был типичный прожигатель жизни, наследник солидного состояния, представитель семьи с крепким положением в обществе. Однако вскоре выяснилось, что за беспорядочными, на первый взгляд, поездками молодого богача по всему мира скрывался тонкий расчет: Эмиль-Морис просто изучал рынки сырья, потому что в сегменте роскошных товаров преимущество получал и по сей день получает тот, кто располагает лучшим сырьем. Собственно, Эмиль-Морис не изменил своим принципам и в зрелые годы, что полностью оправдалось в 1918 году, во время одной из поездок для закупки оборудования в Канаде...
Семейный бизнес есть семейный бизнес
Именно во время той поездки Эрме обратил внимание на техническую новинку - застежку-молнию. И эта безделица оказалась именно тем компонентом, который помог главе дома решить поставленную самим себе задачу - перевести предприятие на современные рельсы, задать новое направление, которое не зависело бы от «конной промышленности». Кареты и конская упряжь стремительно уходили в прошлое, настало время переориентироваться на другие предметы роскоши. И застежка-молния предоставила такую возможность - сначала в виде костюмов для верховой езды, затем в виде чемоданов с такой застежкой, а затем и в виде дамских сумочек нового формата, на «молнии».
Вообще-то именно дом Hermes одним из первых осознал всю важность такого аксессуара, как дамская сумочка. С тридцатых годов и по сей день сумочки от Hermes являются не просто дополнением к наряду, это самостоятельная единица, которая и определяет общий стиль женщины. Большую роль в этом сыграл, конечно, и тот прием, который в настоящее время кажется классическим для модной индустрии - производство именных моделей сумочек для знаменитых женщин. Самые знаменитые модели дамских сумочек дома Hermes - Kelly, Constance, Birkin - имели прямую отсылку к стилю знаменитых женщин своего времени - легенды кино Грейс Келли, супруги президента США Джона Кеннеди Жаклин и актрисы Джейн Биркин.
Следующее поколение руководителей дома, зять Эмиля-Мориса Эрме, Робер Дюма, с 1928 года начал производство шелковых платков Hermes, которые по степени значения для высокой моды если и уступают легендарному аромату Chanel № 5, то совсем немного. Так что сегодня фирменная оранжевая коробка с шелковым платком от Hermes - это настоящая классика. А затем уже появилась и линия женской одежды, и производство парфюмерии как для женщин, так и для мужчин, и так далее. Так что сегодня дом моды Hermes, имеющий около трехсот фирменных бутиков по всему миру и годовой оборот в полтора миллиарда долларов, является во многом одним из олицетворений высокой моды и роскошной жизни.
Александр Бабицкий