На самом деле монархов в современном мире не так уж мало: только в Европе их легко наберется с полдюжины, не говоря уже об азиатском и ближневосточном регионе. Но все-таки понятие «монархия» сегодня ассоциируется, прежде всего, с английской монархией, с британскими монархическими традициями. И в настоящий момент эти традиции олицетворяет царствующая королева Великобритании и формальный глава государств Британского Содружества наций, Елизавета II.
Почти 60 лет на троне
Елизавета Александра Мария Виндзор, появившаяся на свет в Лондоне 21 апреля 1926 года, не должна была становиться ни наследницей британского престола, ни тем более королевой. Ведь она родилась в семье Георга, герцога Йоркского, и его супруги, леди Боуз-Лайон, которые сами не претендовали на трон. Наследником был старший брат Георга, Эдуард, принц Йоркский, который и стал королем в 1936 году. Но затем последовала его отречение от короны по причинам, которые одним кажутся сказочно романтичными и трогательными, другим представляются глупым капризом. Королем стал Георг VI, а его старшая дочь Елизавета тут же была обличена почетной, но тяжелой миссией его наследницы и будущей королевы. Разумеется, ее воспитанию и образованию было уделено соответствующее внимание, так что с десятилетнего возраста детство у девочки было специфическое: буквально расписанное по минутам, чтобы успеть выполнит все свои обязанности и при этом посетить все мероприятия, где по статусу необходимо было присутствие наследницы.
Кстати, впервые с радиообращением она выступила в октябре 1940 года, обратившись к детям стран Британского содружества. В 1947 году принцесса Елизавета вступила в брак с Филиппом Маунтбаттеном, представителем греческой королевской фамилии, а уже в 1948 году у королевской четы родился наследник, принц Чарльз. Всего же у королевы четверо детей, три сына и дочь. На престол Елизавета вступила в феврале 1952 года, после скоропостижной смерти отца и своего возвращения из поездки в Кению, хотя коронована как Елизавета II была в следующем, 1953 году. Разумеется, как глава конституционной монархии Елизавета II выполняет лишь представительские функции, не оказывая непосредственного влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Однако в силу традиционного влияния монархии на британское общество, особенно на его консервативную часть, позиция королевы, выраженная явно или скрыто, может играть существенную роль в расстановке сил на политической арене.
Настоящую королеву не нужно любить, ее нужно уважать
Отношение британцев к свое королеве однозначно определить довольно сложно. Сказать, что Елизавета II пользуется горячей и искренней любовью подданных, было бы некоторым преувеличением. Просто потому, что, как кажется со стороны, у нее нет такой задачи, понравиться публике. Королева безукоризненно выполняет свои церемониальные обязанности (за более чем полвека пребывания на троне она лишь раз опоздала на официальный прием, и то лишь на четыре минуты) и старается соблюдать имидж августейшего семейства в незапятнанной чистоте.
Другое дело, что это с трудом удается, учитывая бурную личную жизнь как ее детей, начиная с наследника, принца Чарльза, так и внуков - достаточно вспомнить скандалы, связанные с принцем Гарри. Но при этом Елизавета II прилагает максимум усилий, чтобы скрыть все стороны своей жизни от окружающих, если церемониал предоставляет такую возможность. Другими словами, она не стремится показать себя народу как человека, что, разумеется, не способствует возникновению дополнительной симпатии. С другой стороны, подобная отстраненная манера поведения (королева не дает интервью, регулярно выступает лишь с рождественским поздравлением и делает заявления лишь по очень весомым поводам) способствует тому, что монарх продолжает восприниматься британским населением как фигура во многом сакральная, лишенная обычных человеческих слабостей.
В чем на протяжении почти уже двадцати лет нет особого секрета, так это в финансовой стороне жизни Елизаветы II и ее семьи. Нет, все подробности финансовых операций с имуществом короны и семьи Виндзор (эти понятия не синонимы) не разглашаются, однако основные денежные потоки все-таки являются достоянием общественности. Общая стоимость имущества английской короны оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, но вот активы непосредственно королевы и ее семьи стоят примерно в 4 раза дешевле. Такая разница объясняется тем, что практически вся недвижимость, которой пользуется королевская семья, за исключением нескольких резиденций и замков, принадлежит монархии, но не монарха. Королева пользуется ими в силу своего статуса, а не по праву собственности. К тому же из госбюджета на содержание монархии выделяется фиксированная сумма, около 40 миллионов фунтов стерлингов в год (из которых 8 миллионов тратится непосредственно на обеспечение королевы).
Используемая монархией недвижимость, которая почти вся имеет довольно солидный возраст и нуждается в дорогостоящем ремонте, а то и в реставрации, должна содержаться фактически на личные деньги семьи Виндзор. Ведь многочисленные обращения в правительство с просьбой увеличить государственное содержание именно на поддержание в подобающем состоянии королевских резиденций остались безрезультатными. Поэтому, например, в 2010 году королева была вынуждена даже продать кое-что из личной недвижимости, чтобы иметь под рукой наличность. Вместе с тем преждевременными кажутся почти панические статьи в прессе о том, что из-за мирового кризиса принадлежащая королеве и ее семье недвижимость значительно обесценилась: да, эти объекты действительно подешевели в среднем на 20%. Однако доходы от этой недвижимости не сократились, а даже увеличились, а в том, что в долгосрочной перспективе эта сверхпрестижная недвижимость снова вырастет в цене, сомневаться не приходится.
Александр Бабицкий