Не так давно в наш обиход вошло словосочетание «светская жизнь», давно исчезнувшее из разговора. А ведь еще в XIX веке светской жизнью жили многие известные личности, в том числе Пушкин, Лермонтов, Достоевский. И, несмотря на то, что некоторые историки утверждают, что светская жизнь началась в России еще при Петре I, сами формы великосветской общительности: салоны, званые вечера, обеды и ужины, утренние приемы на квартирах у дам в неглиже, балы, обязательный ритуал визитов и ответных визитов, распространились и утвердились в России только в самом конце XVIII века.
Впрочем, правила для «светских людей» были созданы еще в середине XVIII века. Они гласили, что нельзя «уподобляться беззаботному мужику, который валяется на солнышке или греется на завалинке; ибо не славная фамилия и древний род делают «шляхтича» (термины «шляхтич» и «дворянин» были при Петре I равными), а благородные поступки и добродетели, среди которых особо акцентируются три: приветливость, смирение и учтивость. Шляхтич, который мечтает стать придворным, то есть светским человеком, должен не много не мало уметь следующее: владеть языками, конной ездой, танцевальным искусством, фехтованием, светским красноречием, умением вести «добрый разговор» и сдержанностью».
Также он должен «глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, при встрече со знакомым за три шага шляпу снять приятным образом, а не мимо прошедши оглядываться» и «в сапогах не танцевать, в обществе в круг не плевать, а на сторону, в комнате или Церкви в платок громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить, губ рукой не вытирать, за столом на стол не опираться, руками по столу не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, головы не чесать, над пищей, как свинья, не чавкать, не проглотя куска, не говорить».
Если бы некоторые из этих правил соблюдались сейчас нынешними «светскими людьми», то «желтая пресса» осталась бы без работы. Ведь именно «валяться на солнышке или греться на завалинке» любят современные звезды, которых чаще всего и называют «светскими львами и львицами». И особенно тяжело привить некоторым из них приветливость, учтивость и смирение, о которых многие из них забывают на очередном «светском рауте».
Но вернемся к истории светской жизни в нашей стране. В связи с тем, что в разное время на светскую жизнь России влияли различные страны Европы, менялась и она сама, благодаря ее основным составляющим - людям. Так, в середине XVIII века в обществе появился весьма узнаваемый типаж «петиметр» - великосветский кавалер, воспитанный по-французски. Не признавая ничего русского и немецкого, петиметр не интересовался даже историей своей страны, предпочитая даже общаться на французском языке. Женским аналогом петиметра была «кокетка», полупарижанка, случайно занесенная на великосветский раут российской «провинции».
После войны с Наполеоном и воцарения Николая I, французское влияние на высший свет России сошло на нет, и петиметров сменили «денди». Большинство мужчин этого времени стремятся изобразить из себя английского фарта, повесу и в чем-то чудака, отдавая дань очередной светской моде. Тогда же меняется светская жизнь. Из легких будуарных «кофеев» и утренних приемов в одном неглиже, привычных развращенной Франции, Россия начинает плавно переходить к строгим и чопорным английским чаепитиям. И именно эта «светская жизнь» откладывается в памяти нашего общества до настоящего времени - до сих пор настоящими «светскими раутами» считаются приемы в классическом стиле викторианского духа.
Впрочем, современная светская жизнь смешала все предыдущие европейские стили и добавила к этому сексуальную революцию, закончившуюся в остальных странах и затянувшуюся в России. Тусовки, презентации и вечеринки называют в современном мире светской жизнью, прибавляя к ним скандалы и неожиданные выходки знаменитых личностей. Для кого-то это настоящий полноценный отдых, но таких, к сожалению, мало. В большинстве случаев, современная светская жизнь - это полноценная работа всех ее участников. Начиная от папарацци и заканчивая самими участниками - все они работают на массы, поставляя столь желанные к хлебу «зрелища».
Болотова Лёля