Рождественские и новогодние балы - старая добрая традиция России. Такие балы сделал обязательными еще Петр I, буквально силком заставляя боярскую Москву веселиться, да еще изображать, что это веселье вполне добровольное. И дело вовсе не в том, что Петру так уж нравились пьяные дебоши, танцы с утра и до упаду или шумные застолья, хотя погулять царь любил. Но бальную традицию он насаждал по другой причине.
Подойдем к вопросу «кому нужны старые дворянские традиции?» с точки зрения Шерлока Холмса. Применим дедуктивный метод. А он гласит: «Ищи того, кому выгодно». Вывод будет неизбежен: выгодны данные традиции были в первую очередь самому дворянству. Ведь бал - это и школа хороших манер, и возможность познакомиться, и способ общения, и развлечение, и даже образовательное мероприятие - все в одном флаконе. Фактически Петр I загонял бояр на курсы повышения квалификации.
Благородные фамилии быстро вошли во вкус, стоило только сменить русские армяки на французские чулки и кафтаны, как балы стали неотъемлемой принадлежностью светской жизни. Особым шиком и наполненностью смыслом отличались рождественские и новогодние балы. Это - традиционное время каникул для всех, и такие балы собирали самое большое количество публики.
Рождественские балы были ярмаркой невест - в это время девушки дебютировали в свете, и получали шанс подыскать подходящего жениха. Те же, кто уже вошел в солидный возраст, имели возможность пообщаться на балу с людьми своего круга. На балах завязывались знакомства, начинались и заканчивались романтические истории, даже заключались сделки. Бальный зал был местом неформального общения.
Детские балы были в основном школой бальных танцев и университетом общения. Детей учили танцам, хорошим манерам , прививали вкус к музыке, стихосложению, театральным пьесам. Не были редкостью театральные постановки на балах или костюмированные балы, где нужно было проявить свое знание истории и хороший вкус.
Сам бал представлял собой театральное действо с самого начала: от приглашения на мероприятие до финального танца. Регламентировано было все: форма приглашения, бальные платья и костюмы, манеры, тематические игры, даже запись на танец. Подобные ограничения предполагали наличие других свобод. Где еще молодой человек мог подойти к понравившейся ему девушке, как не на балу? Познакомиться с ней, пригласить на танец и даже оценить ее уровень образования: во время танца полагалось поддерживать легкую, светскую беседу. Попробуйте поболтать о чем-нибудь во время вальса или мазурки, и вы поймете - это действительно было высокое искусство. А вот у Толстого в «Анне Карениной» описано, как Кити Щербацкая ждала предложения от графа Вронского именно во время танцев - вдумайтесь: во время танца влюбиться, во время другого танца - объясниться, во время третьего - решить всю свою жизнь... Нет, бал - это было очень, очень серьезно. Невозможно даже и сравнить с общественными балами Парижа, где просто - танцевали. На русских же балах - жили.
Балы недолго оставались исключительно дворянской привилегией. Купечество с удовольствием и даже страстью подхватило бальное знамя. Причем - с удивительным размахом. Купеческие балы поражали роскошью, но на них ограничений было гораздо больше, чем на дворянских. Ну да купцы отличались традиционализмом и строгому следованию букве закона и морали.
Вслед за купцами к балам потянулись мещане. Особенно усердствовали те, кто считал себя «дворянских кровей». Пусть их не приглашали на великосветские балы, они все равно желали иметь и для себя подобное мероприятие: службу знакомств, школу и деловой клуб одновременно.
Восемьдесят лет советской власти не отбили у россиян тяги к балам. Спасибо Льву Толстому. Он так вкусно их описывал, а школа так усердно вдалбливала в головы нерадивых учеников и «Войну и мир», и «Анну Каренину», что заодно вдолбила и понятие, и ценность бального представления.
В последние годы возрождается традиция рождественских и новогодних балов. Бал возвращает себе ту роль, которую у него отняли в 1917 году. Не всегда процесс идет гладко. Если с балами для взрослых все более или менее в порядке, и такие мероприятия имеют неизменный успех, то вот с детскими еще не все до конца хорошо. Просто утеряны некоторые традиции. И наши дети уже не умеют танцевать так, как их сверстники в XIX веке, они не имеют навыков светской беседы и так далее. Все это приходится буквально насаждать с нуля (ну почти как во времена Петра Великого).
Наиболее приближены к старому идеалу семейные Новогодние и Рождественские Балы в старинной русской усадьбе (проходят ежегодно в Государственном музее А.С.Пушкина). Там учат танцевать, общаться, показывают театрализованные представления, проводят различные игры. То есть, стараются сделать все то, что делалось на балах позапрошлого столетия.
Не все еще хорошо организовано на теперешних балах, но плюсом является уже то, что бальная традиция вышла в люди, бал доступен широкому кругу родителей и детей. И главное, что делают организаторы праздников - возрождают традицию. А пока жива традиция, есть надежда на будущее - так же, как дом устойчив, если устойчив его фундамент.
София ВАРГАН