На протяжении веков все королевские дома мира придерживались одного неписаного (впрочем, иногда и писаного) правила: монарх или престолонаследник должен сочетаться браком непременно с особой королевской крови. В виде исключения разрешались браки с представителями аристократических семейств с богатой историей. В большинстве случаев браки в королевских семействах заключались с целью укрепления монаршей власти, т.е. представляли собой скорее стратегические союзы, чем союзы двух любящих сердец. Чувства и желания жениха и невесты при этом в расчет не принимались.
Однако несколько десятилетий назад этот установившийся порядок начал стремительно меняться, к немалой радости особ королевской крови брачного возраста. Сегодня никого не удивляет, когда принц женится по любви и берет в жены «простолюдинку», тем самым предоставляя индульгенцию на выбор спутника жизни и своим потомкам.
Как следствие, в тесный некогда круг европейской аристократии входит все большее число простых людей. Наряду с роскошью и почетом, которые окружают королевские семейства, они получают стресс от постоянного внимания прессы и необходимости соответствовать ожиданиям общественности и образу «члена королевского семейства».
И хотя многие из современных монархов полюбили и женились на девушках своего круга, некоторые все же решились отступить от традиции ради большой любви. Итак, можно ли выйти замуж за принца и жить счастливо? Возможен ли хэппи-энд в реальной жизни, а не страницах женских романов? Едва ли - если знать истории Великой герцогини Люксембургской Марии Терезы, королевы Норвегии Сони и императрицы Японии Мичико. А вот истории королевы Швеции Сильвии, королевы Иордании Рании и принцессы Лаллы Сальмы, супруга короля Марокко Мухаммеда VI, доказывают, что счастливый конец, а вернее, продолжение сказки после свадебной церемонии, все же возможен.
Неладно что-то в королевстве…
Анри и Мария Тереза, принц и принцесса Люксембургские
Мария Тереза Местре родилась в столице Кубы, Гаване, а со своим будущим мужем, принцем Анри, наследным Великим герцогом Люксембургским, познакомилась во время учебы в Женевском университете. Влюбленные поженились в 1981, и с самых первых дней семейной жизни в отношениях Марии Терезы и ее свекрови Великой Герцогини Жозефины-Шарлотты возникла некоторая напряженность. Дело в том, что Великая Герцогиня не одобряла выбор сына и хотела видеть рядом с ним девушку благородного происхождения. Многочисленные достоинства Марии Терезы (она исповедует католичество, имеет ученую степень в области политологии, знает пять языков, занимается фигурным катанием, плаванием, лыжным спортом, играет на гитаре и прекрасно разбирается в живописи) не смогли перевесить ее «плебейское» происхождение в глазах августейшей свекрови; враждебность Жозефины-Шарлотты помешала двум женщинам подружиться. С годами этот разлад лишь усугублялся, и Мария Тереза настрадалась из-за того, что свекровь никак не желала смириться с тем, что ей предстоит носить титул Великой Герцогини. Более того, Мария Тереза решилась на такой отчаянный шаг, как публичное обсуждение своих семейных проблем - неслыханное дело в те времена! На одной из неформальных встреч с журналистами юная герцогиня не сдержалась и рассказала, как свекровь портит ей жизнь с первых дней знакомства. Впрочем, после того, как принц Анри в 2000 принял бразды правления и стал Великим Герцогом Люксембургским, а Мария Тереза, соответственно, - Великой Герцогиней, она показала себя достойной этой почетной роли и добилась народного признания. Сегодня Великая Герцогиня Мария Тереза - мать пятерых детей. Свою жизнь она посвятила общественной работе, в частности, она занимается детскими и семейными проблемами, и тесно сотрудничает с национальными и международными благотворительными организациями.
Гаральд и Соня, король и королева Норвегии
Соня Гаральдсен, простая жительница Осло, вышла замуж за кронпринца Норвегии Гаральда, с которым познакомилась в 1959 году на одном из приемов. Ей тоже пришлось побороться за свое счастье и признание королевского семейства. Отец кронпринца Гаральда, король Норвегии Олаф V, неоднократно пытался убедить его взять в жены девушку королевских кровей. И хотя против Сони он не возражал, но серьезно опасался, что брак между кронпринцем и простолюдинкой может подорвать престиж молодой норвежской монархии (Норвегия объявила себя монархией лишь в 1905 году, а до 1814 входила в состав Дании). После свадьбы Геральду и Соне пришлось целых девять лет ожидать разрешения на брак. Только в 1968 году король Олаф после консультации с министрами дал разрешение на брак наследника престола. Все это время Гаральд хранил верность своей избраннице. В течение почти двадцати лет Соня с честью выполняла обязанности супруги наследника престола и неоднократно доказывала право называться принцессой Норвегии. Гаральд и Соня поддерживали короля, объездили с официальными визитами Норвегию и весь мир. Их семейная жизнь оставалась безоблачной, в ней выросли двое детей. Выполнение обязанностей супруги наследника престола Соне удавалось сочетать с учебой в университете (университет Осло она закончила со степенью бакалавра искусств). С момента восшествия на престол в 1991 году королевская чета неоднократно объездила Норвегию и посетила другие страны, чтобы утвердить престиж монархии. Кроме того, им удалось укрепить связь монархии с простым народом, следуя девизу Гаральда «Alt for Norge» - «Все для Норвегии».
Акихито и Мичико, император и императрица Японии
Помимо борьбы за признание и уважение, Мичико Шода, дочери состоятельного бизнесмена из Токио, пришлось столкнуться и с другими трудностями. В частности, избранница будущего императора Японии долгое время не могла привыкнуть к тонкостям придворного протокола и принять традиции Японского императорского дома. Знакомство Мичико и Акихито произошло на теннисном корте в 1957 году, а поженились они два года спустя. В это время Мичико училась в Токийском университете, на факультете английской филологии. Мичико Шода стала первой особой неблагородных кровей, которая вышла замуж за представителя Японского императорского дома. Это событие имело огромный общественный резонанс - впервые наследник японского престола выбрал жену самостоятельно, а не по «рекомендации» родителей. Хотя родители Акихито и японские традиционалисты были недовольны его выбором, кронпринц настоял на своем решении и не отказался от возлюбленной. Но Мичико с большим трудом привыкала к особенностям японского двора с его вековыми традициями и жесточайшим протоколом, выработанным веками. Ее изоляция усугублялась отрывом от прежнего окружения. Мичико пыталась адаптироваться к новому окружению и отказывалась от своих потребностей и интересов, чтобы соответствовать образу супруги кронпринца. Эти усилия подорвали и без того хрупкое здоровье Мичико: она неоднократно оказывалась в клиниках вследствие эмоционального истощения и нервных срывов. Несколько раз она даже теряла голос. На первом месте для Мичико всегда были интересы императорского семейства и выполнение нелегкой роли императрицы, жены и матери. В браке с Акихито у Мичико родилось трое детей. Мичико всячески поддерживает Акихито, который в 1989 стал императором Японии, в его реформах, направленных на модернизацию японского общества. Тем не менее, в японской прессе периодически появляются сообщения о том, что Мичико проходит терапию.
{mospagebreak title=Выйти замуж за принца: возможен ли хэппи-энд? Часть 2}
Истории любви со счастливым концом
Несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются многие подобные пары, брак между королевской особой и простолюдинкой может стать спасением не только для влюбленных, но и для монархии. Примеры королевы Швеции Сильвии, королевы Иордании Рании и принцессы Марокко Лаллы Сальмы доказывают, что девушка самого обыкновенного происхождения может вдохнуть свежий воздух в умирающее тело многовековой монархии, сделать ее популярной и «модной». Одной улыбкой и доброжелательным жестом сделать то, чего безуспешно добивались орды политиков.
Карл Густаф и Сильвия, король и королева Швеции
Сильвия Соммерлат из немецкого города Гейдельберга родилась и выросла в интернациональной семье. Ее отец был немецким предпринимателем, мать – уроженкой Бразилии, где Сильвия и провела детство. С кронпринцем Карлом Густафом Сильвия познакомилась во время Летней Олимпиады 1972 в Мюнхене. Год спустя, после кончины деда, короля Швеции Густафа VI Адольфа, Карл Густаф взошел на престол и стал Королем Швеции Карлом XVI Густафом. Если бы Карл Густаф женился на Сильвии при жизни деда, он непременно бы лишился права на престол, поскольку король Густаф VI Адольф никогда бы не признал брака с девушкой неблагородного происхождения. После четырех лет тайных встреч Сильвия и Карл Густаф все же сочетались браком в 1976. Тогда перед новым королем Швеции открывались далеко не радужные перспективы. Швеция стояла на пороге больших перемен: ее вот-вот могли провозгласить республикой, и Карл Густаф, не обладающий авторитетом и силой воли своего блестящего деда, больше интересовался женщинами и автомобилями, чем выполнением своих монарших обязанностей. Но Сильвия, разносторонне развитая и одаренная женщина (до знакомства с кронпринцем она работала переводчицей), обладающая тонким шармом и способностью привлекать и удерживать внимание, постепенно завоевала симпатию подданных и совершила невозможное - преодолела возмущение поведением Карла Густафа. Его прощали - ради нее. Как ни странно, Сильвию сразу же приняло и признало королевское семейство - родителей Карл Густаф лишился в юном возрасте. Сильвия родила троих детей и остается всенародной любимицей. Королева активно занималась общественной и благотворительной деятельностью, особое внимание уделяла детским проблемам. Со временем Сильвии удалось укрепить престиж монархии, который на момент ее женитьбы с Карлом Густафом был очень низок. Сегодня шведская монархия переживает настоящий расцвет, во многом благодаря деятельности Сильвии и Карла Густафа.
Абдулла и Рания, король и королева Иордании
Если большинство девушек, выходящих замуж за особ королевской крови, более или менее представляют свое будущее, история королевы Рании - пример того, что жизнь может принять совершенно неожиданный оборот. Когда Рания Аль-Ясин, уроженка Кувейта, в 1993 встретила принца Иордании Абдуллу бин Аль-Хуссейна и вскоре стала его женой, она и представить не могла, что пройдет каких-то шесть лет - и она станет Королевой Иордании. Принц Абдулла успешно делал карьеру на военном поприще, когда его отец, Король Иордании Хуссейн I, назвал его своим наследником. Всего две недели спустя король Хуссейн скончался и принц Абдулла унаследовал трон. Вместе с новым королем в центре всеобщего внимания оказалась и Рания. В отличие от своих предшественниц, выполняющих символическую роль в общественной жизни страны, Рания с самых первых дней своего правления начала активно заниматься социальными делами. Пользуясь превосходным образованием (королева имеет ученую степень в области бизнеса и менеджмента) и редкостной природной красотой, Рания создала для себя особую роль: она активно занимается благотворительностью, участвует в продвижении международных и национальных проектов, связанных с модернизацией общества, борется за права женщин и детей. Общими усилиями Абдулле и Рании смогли существенно укрепить статус Иордании на мировой арене. Несмотря на палестинские корни, Рании удалось завоевать признание и любовь своих подданных. Сегодня Рани 37 лет, у нее четверо детей и она признана самой элегантной женщиной мира по результатам опроса журнала HELLO! и является одной из самых узнаваемых королев в мире. Для Иордании Рания - самая дорогая достопримечательность, а для иорданской монархии - залог ее будущего.
Mохаммед и Лалла Сальма, король и королева Марокко
Королева Рания, «восточная Жаклин Кеннеди», свои примером облегчила путь к трону и сердцу подданных другой девушке из народа - Лалле Сальме Беннани, супруге Короля Марокко Мохаммеда VI. Мохаммед был провозглашен королем в 1999, вскоре после кончины его отца, Короля Хассана II. Лалла Сальма - первая публично признанная жена марокканского правителя и единственная жена мусульманина Мохаммеда VI. Хотя Лалла никогда не станет королевой, она имеет право выполнять обязанности Первой леди Марокко. Родилась королева Марокко в семье школьного учителя, прилежно училась вначале в частной школе в Рабате, затем в Лицее и Высшей школе информатики и системного анализа. По профессии она - инженер информационных систем. Неизвестно, где произошло знакомство с королем Мохаммедом, но в 2002 они поженились, и брак этот был заключен никак не по расчету, а исключительно по велению сердца. Через год после свадьбы у влюбленных родился сын, принц Мулай Хассан. Королева Лалла Сальма стала ролевой моделью для современных женщин Марокко: она была прилежной студенткой и получала самые высокие оценки, а затем получила степень в области компьютерных наук и работала в крупнейшей частной корпорации Марокко, а сегодня она с честью и достоинством выполняет обязанности Первой леди. Лалла Сальма олицетворяет новое поколение женщин, которые ведут современный образ жизни, но не отказываются от культуры, истории и традиций Марокко. И хотя Лалла Сальма ведет гораздо более скромный образ жизни, чем королева Рания, она достойно представляет Марокко на международной арене.
Так какой же вывод можно сделать, изучив такие разные и такие похожие истории женщин, которые все же встретили своих принцев? Они не просто оказались в нужное время в нужном месте. Они были готовы к встрече, изменившей их жизнь. Независимо от происхождения, они получили прекрасное образование, были красивы и умны, и вскружили бы голову не только принцу, а любому мужчине. Кроме того, развитие романа с принцем во многом зависит от обстоятельств, политической ситуации в стране, положения монархии, отношений, установившихся между монархией и народом, и, безусловно, характера принца. Родиться принцессой легко, стать ею - гораздо сложнее. Для этого нужная сильная, целеустремленная личность, доброжелательный и открытый нрав, ум и самоирония. А также мужество и способность адаптироваться к обстоятельствам, часто неблагоприятным. Избранница принца должна схватывать все на лету, быстро осваивать особенности протокола, с достоинством выдерживать постоянное пристальное внимание прессы и преследования фотографов и быть готовой изменить себя, чтобы получить признание подданных (это необходимо для сохранения монархии). Не лишним также будет красивая внешность и крепкое здоровье (монархии нужны наследники), элегантный стиль и чувство юмора.
Как видите, нет причин отказываться от своей любви, если ваш суженый - наследный принц. Главное, чтобы любовь была настоящей.