Елена Батурина: женское лицо российского капитализма

12 Апреля 2009

Женское лицо российского капитализма Есть такое выражение - «у войны не женское лицо». Ни для кого не секрет, что условия мира бизнеса, где крутятся громадные деньги, мало чем отличается от условий военного времени. И если крупный бизнесмен не готов «воевать», он вряд ли добьётся успеха. Поэтому, пожалуй, можно сказать, что и у капитализма не женское лицо, оттого, скорее всего, пока не так много женщин, заработавших миллиардное состояние. Тем любопытнее судьба Елены Батуриной, первой и единственной миллиардерши нашей страны и одной из наиболее богатых людей России.

Никуда не денешься от того, что, произнося имя «Елена Батурина», тут же просится на язык и другое имя, имя мэра Москвы Юрия Лужкова. Всё правильно, всё-таки муж и жена, одна семья как-никак. Большинство аналитиков и журналистов именно с личЖенское лицо российского капитализманостью супруга связывают начало предпринимательской деятельности Елены Батуриной и её впечатляющий успех. В самом деле, жизнь Батуриной до момента встречи с Юрием Михайловичем не наводит на размышления о возможности успешной бизнес-карьеры. Родилась будущая богатейшая женщина России в 1963 году в семье простых московских рабочих, трудившихся на одном из столичных заводов. После окончания школы и сама Елена Батурина последовала семейной традиции и устроилась работать на тот же завод. Затем Батурина поступила на вечернее отделение Института управления, где волевую девушку с организаторскими способностями заметили и направили для работы в московский Институт экономических проблем комплексного развития народного хозяйства города. И тут уже сама судьба свела Батурину и Лужкова: первая с 1986 года работала в комиссии столичного Горисполкома по индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности, второй, как известно, был высокопоставленным городским чиновником. В 1991 году Батурина и Лужков стали мужем и женой, в 1992 году у них родилась дочь Алёна, спустя два года - вторая дочка Ольга.

Безусловно, отношение к кооперативному движению Елена Батурина имела и до 91-го года, однако факт остаётся фактом – начало её непосредственной предпринимательской деятельности совпадает с датой создания семьи Лужковых-Батуриных. Можно только гадать, оказывал ли Юрий Лужков прямую поддержку бизнес-начинаниям супруги, задействовал ли он для этого пресловутый «административный резерв» (и Лужков, и Батурина это единогласно отрицают). В любом случае нет сомнений, что бизнес Елены Батуриной развивался в оптимальных условиях даже в том случае, если ему просто не мешали развиваться - а препятствий для бизнеса в начале-середине 90-х хватало. Как бы то ни было, самая известная отечественная бизнес-леди сумела сполна воспользоваться представившимися ей возможностями.

Подробное описание процесса сколачивания состояния любого российского (и нероссийского) олигарха чревато появлением солидной толщины книги, поэтому ограничимся краткой хроникой превращения Елены Батуриной - просто жены московского мэра в Елену Батурину - мультимиллионера. Итак, в 1991 году Елена и её брат Виктор (который теперь известен в первую очередь благодаря тяжбе из-за Димы Женское лицо российского капитализмаБилана) организовали фирму «Интеко», которая на первых порах занялась производством самых разнообразных товаров из синтетических пластмассовых веществ. 15 лет назад этот рынок был свободен, поэтому выпуск одноразовой пластиковой посуды, использовавшейся как обычными жителями, так и заведениями общественного питания, принесло Батуриной неплохой доход. Не стоит забывать и о том, что установка пластиковых сидений на всех спортивных объектах Москвы (а это не одна и не две сотни тысяч «человекомест») также была отдана на откуп «Интеко».

Далее началось активное и весьма масштабное проникновение фирмы на строительный рынок. Судите сами - к началу 2000-х годов корпорация «Интеко» приобрела московский домостроительный комбинат № 3, а затем целую россыпь цементных заводов по всей стране: «Пикалевский цемент», «Подгоренский цемент», «Осколцемент», «Белгородский цемент». Специалисты указывали, что к тому моменту «Интеко» контролировала примерно 15 % общероссийского производства цемента. Кроме того, Елена Батурина принялась за аграрную сферу и принялась скупать сельскохозяйственные угодья в Белгородской области.

Впрочем, примерно с середины 2000-х годов экономическая экспансия «Интеко» заметно ослабла. С 2003 года снизились масштабы её сельскохозяйственного производства (по данным некоторых источников, это было связана с конфликтами с белгородскими властями и с интересами бизнес-структур, близких к В.С. Черномырдину). В 2005 году «Интеко» практически ушла из сферы строительства панельного жилья в Москве, продав некоторые из своих цементных заводов. С 2006 года Елена Батурина всё более явно осуществляла перевод своих средств из производственной сферы в финансовую, став членом совета директоров «Русского земельного банка». В том же 2006-ом стало известно о разногласиях между Еленой и Виктором Батуриными, что привело даже ко взаимным судебным искам. Однако по состоянию на текущий момент Елена Батурина является полноправным владельцем «Интеко» (99% акций против 1% у брата).

Трудно предсказать, как в дальнейшем будет развиваться бизнес супруги московского градоначальника, в какой сфере и с каким успехом. Остаётся констатировать, что в 2007 году состояние Елены Батуриной оценивалось в 3 миллиарда долларов.

Александр Бабицкий