В 2005 году авторитетный журнал «Форбс» оценил состояние известной российской детективщицы Дарьи Донцовой более чем в 2 миллиона долларов. Отечественным журналистам эта цифра показалась явно заниженной, они произвели свои расчеты на основании официальных данных Российской книжной палаты и выложили их в интернет. По их версии выходило, что за семь лет очень плодотворной писательской деятельности Донцова должна была заработать никак не меньше 14 миллионов долларов. Все-таки она сумела стать самым продаваемым в стране автором.
За большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы Дарья Донцова была награждена Орденом Петра Великого I степени. Она неоднократно получала почетный титул «Писателя года» по результатам опросов ВЦИОМ.
Почти как в притче
Секрет невероятного успеха Донцовой корифеи издательского бизнеса видят в том, что она «попала в струю»: женский иронический детектив в конце девяностых годов был абсолютной новинкой на книжном рынке. Сама писательница называет свой жанр «сказками для взрослых». Она говорит: «В этих книгах все замечательно заканчивается. Даже если в этих детективах намечается печальный конец - кто-то убит, кого-то за это наказали, тем не менее, у читателя не остается ощущения, что все очень плохо. Наоборот, когда книжка закрыта, у читателя такое ощущение, что все в его жизни будет хорошо. И это главное».
Ее путь в литературу очень напоминает притчу о двух лягушках, угодивших в сметану: одна из них пошла ко дну, а вторая усиленно работала лапками, пока не сбила кусочек масла и не выбралась из кувшина. Свой первый детектив Агриппина Васильева (это настоящее имя писательницы) сочинила в больничной палате. В 1998 году она проходила курс реабилитации в онкологической клинике. Диагнозы врачей звучали неутешительно, и у Васильевой началась затяжная депрессия. Тогда муж принес ей ручку, бумагу и сказал: «Хватит ныть! Лучше напиши что-нибудь!». И профессиональная журналистка взялась за детективные романы.
С рукописью в руках она вскоре пришла к главному редактору издательства «Эксмо». Васильева даже не надеялась, что ее труды будут напечатаны. Однако примерно через год издательство уже сделало ей заказ на серию иронических детективов, а заодно Васильеву попросили выбрать себе какой-нибудь привлекательный псевдоним: «архаичное» имя Агриппина могло не понравиться привередливому читателю.
«Книггеры», продактплейсмент и прочие мифы
О Дарье Донцовой ходит немало мифов, причем некоторые из них она сама охотно поддерживает. В частности, она утверждает, что не пользуется компьютером и пишет все свои произведения «вручную». Редакторы якобы уже привыкли потеть над ее текстами, разбирая убористый почерк. Непонятно, зачем эта наивная легенда довольно продвинутой в вопросах пиара писательнице. Ведь она давно освоила и компьютер, и интернет-технологии. У нее есть даже свой сайт, с которого она общается с многочисленными поклонниками.
Еще говорят, что Дарья Донцова неплохо зарабатывает не только на бешеных тиражах, но и на скрытой рекламе: у нее из книги в книгу кочуют названия одних и тех же товаров и торговых марок. Для этого явления в литературе недавно появился специальный термин - «книжный продактплейсмент». Сама Донцова решительно опровергает подобные обвинения: дескать, она использует названия тех или иных торговых брендов «лишь для того, чтобы приблизить содержание книги к реалиям жизни».
У слишком подозрительных критиков негативные комментарии вызывает и сверхчеловеческая работоспособность Дарьи Донцовой. Они не верят, что нормальный писатель способен непрерывно в течение нескольких лет выдавать «на гора» по роману ежемесячно. Анализ литературного наследия давно гуляет в онлайне. Если верить его данным, то 30% текстов Донцовой - это грубый рерайт материалов из интернета, 20 % - переделки предыдущих «нетленок», а все остальное - «вода». Донцову однажды уличили в прямом плагиате: одна из глав ее романа «Жаба с кошельком» едва ли не слово в слово повторяла рассказ писателя Игоря Черского, опубликованный на многих интернет-ресурсах.
Дарью Донцову наряду с Андреем Ворониным, Татьяной Поляковой, Юлией Шиловой, Полиной Дашковой и даже Виктором Пелевиным не раз обвиняли в эксплуатации труда «книггеров», или, как их еще называют, «литературных негров». Но писательницу трудно вогнать в краску подобными аргументами. «Я понимаю, что Донцовой сейчас вокруг слишком много, и это не всем нравится», - говорит она. Но эффективность антирекламы признает. В конце концов, успешные коммерческие проекты без нее редко обходятся.
Светлана Усанкова