У гениев, которые совершенно очевидно не от мира сего, и музы могут быть только соответствующие, не от мира сего. Невозможно обнаружить в истории искусства художника страннее, потустороннее, экстравагантнее, чем Сальватор Дали. Поэтому вполне объяснимо, что и одной из своих главных муз в жизни, практически наравне с легендарной супругой Галой, Дали выбрал Аманду Лир. Уж если кто и мог соответствовать знаменитому испанцу по части неординарности, так это именно она, модель, певица, художница и просто очень своеобразная женщина.
Начнём с того, что нет точных сведений о том, кем же были по национальности родители девочки Аманды Тэпп, родившейся 18 ноября 1946 года в Гонконге. По некоторым источникам её отец был англичанином, по другим - наполовину англичанином наполовину французом. Относительно этнической принадлежности её матери также ничего не ясно: по материнской линии предками Аманды называют и русских, и обитателей Индокитая, и монголов. Одним словом, этот человек уже в середине прошлого века стал живым воплощением обыденного в наше время принципа глобализации. К тому же к моменту своего 16-летия Аманда, всё детство проведшая в Гонконге, прекрасно владела английским, немецким, французским, испанским и итальянским языками. Так что совсем не удивительно, что впоследствии, когда Аманда Лир в различных интервью начнёт выдавать подчас диаметрально противоположные версии своей биографии и своего происхождения, все они будут выглядеть как одинаково фантастично, так и одинаково правдоподобно.
Как бы то ни было, но у Аманды в совсем раннем возрасте проявился художественный талант, её дар к живописи стал очевиден для окружающих и для неё самой. Поэтому в те самые 16 лет она отправилась сначала в Париж, а затем в Лондон, чтобы получить художественное образование надлежащего высокого уровня. Париж и особенно Лондон 1960-х это отнюдь не те точки на карте мира, куда можно было бы совершенно не волнуясь отправлять юную девушку. Мировоззрение, девиз которого известен всем «секс, наркотики, рок-н-рол», в те годы только набирало силу, но Аманда, ставшая именно в Лондоне Амандой Лир, активно включилась в эту гедонистическую карусель. Тем более, что она очень быстро стала знаменитой в тамошних богемных кругах - её необычную внешность, экзотическую красоту просто не могли не заметить модельные агентства и вот она уже одна из самых популярных моделей, расхаживающих по подиумам английской французской столиц и снимающейся в фотостудиях. Вокруг неё, привлечённые её необычной внешностью, в буквально смысле кружились толпы мужчин, но в середине 1960-х годов она знакомится с Сальвадором Дали, который становится её очень близким другом и, так сказать, жизненным наставником. Благодаря связи с Дали Лир становится ещё популярнее, так как появляется с художником на многих светских мероприятиях. Тёплые отношения с Дали Аманда сохранила до конца жизни художника, который весьма трепетно к ней относился.
Другим знаменитым мужчиной, который оказал огромное влияние на её жизнь, стал тот самый Дэвид Боуи, который до сих пор является живой легендой рока, а уж 35-40 лет назад и вовсе имел в молодёжной субкультуре культовое значение. Познакомившись с Амандой в начале 1970-х, Боуи был очарован ею и предложил начать музыкальную карьеру: уж кто-кто, а Дэвид был большим специалистом в деле эпатирования публики и отлично знал, насколько благожелательно зритель и слушатель воспримет нечто новое, необычное, оригинальное. Что-то более оригинальное, чем Аманда Лир, с её очень специфической внешностью, в которой удивительным образом сочетались бесполость и чисто женская чувственность, с её низким голосом, с её инопланетной красотой и уже сложившейся странной репутацией, и придумать было сложно. К тому же Боуи, как большой специалист в плане сценического пиара, запустил слух о том, что Аманда является транссексуалом - по тем временам это был очень сильный рекламный ход, привлекающий огромное внимание. Первые шаги на музыкальном поприще Лир делала совместно с Боуи, но свой первый альбом «I am a Photograph» выпустила уже после расставания с Дэвидом, в 1977 году. Успех альбома, выпущенного в стиле диско, был потрясающим, как и успех последующих нескольких альбомов и синглов. К 1981 году на счету Аманды Лир было 8 миллионов проданных копий альбомов и 15 миллионов проданных копий синглов, что сделало её не только знаменитой, но и богатой. В дальнейшем, вплоть до середины 2000-х годов, Лир периодически, раз в несколько лет, выпускала новые альбомы, которые пользовались определённым спросом, но всё-таки пик её карьеры как певицы пришёлся на период с 1976 по 1987 годы. Правда, её это не слишком расстроило, так как с середины 80-х годов она основной акцент сделала на занятиях живописью, в чём также преуспела - её картины охотно покупали коллекционеры.
Что касается личной жизни, то здесь у Аманды Лир дела обстояли не столь радужно, как в профессиональном плане. Очень быстро позитивный эффект от слуха о её транссексуальности прошёл и Лир потратила много сил на доказательство того, что является «натуральной женщиной» - даже снялась обнажённой для журнала Playboy. В 1979 году Аманда вышла замуж за французского маркиза Алена Филиппа Маланьяка. В 2000 году Маланьяк трагически погиб в пожаре, который уничтожил дом певицы вместе с большей частью её коллекции картин, в том числе и принадлежавшие ей 14 полотен Дали. К тому же у супружеской пары не было детей, что дало основание к слухам о том, что Маланьяк придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации. Что ж, жизнь в очередной раз подтвердила, что у Аманды Лир очень необычная судьба...
Александр Бабицкий