Трудно определить, отчего 1930-е - 1940-е годы были столь богаты на актёров и актрис, которые стали настоящими символами не только своего времени, но и вообще актёрской профессии, в целом кинематографа как искусства. Но то, что именно этот период, в первую очередь в Америке, где впервые из кинематографа сделали едва ли не новую религию, является классическим, не подлежит сомнению. Как и то, что Грейс Келли, которая не сыграла и дюжины ролей, была и остаётся едва ли не идеалом красоты, женского обаяния и актёрского очарования.
Актриса, ставшая эталоном
Грейс Патриция Келли родилась 12 ноября 1929 года в Филадельфии. Честно говоря, она уже тогда могла претендовать на негласный титул принцессы Филадельфии, потому что её отец, Джон Келли, американец ирландского происхождения, был один из «королей» города. Он пользовался всеобщим уважением как человек, сумевший достичь той самой американской мечты: начав с самого низа. С работы каменщиком, он сумел дорасти до владельца собственной строительной компании и стать миллионером. Он был местной знаменитостью и ещё по одной причине, являясь выдающимся спортсменом, Олимпийским чемпионом 1920 года по академической гребле. Его брат Джон Келли, дядя Грейс, тоже многого добился, став известным писателем и журналистом, лауреатом престижной Пулитцеровской премии. Мать будущей легенды кино (как и трёх других детей семейства), немка Маргарет Майер, в молодости работала манекенщицей. Принадлежность к высшему свету Америки вовсе не означала для Грейс избалованного роскошью и ничего неделанием детства. С шестилетнего возраста её отдали на обучение в католическую школу Рейнхилл, где она обучалась вплоть до 14 лет. Девочка была спокойной и вежливой ученицей. Особых шалостей за ней не замечалось, в науках особых успехов не делала. При этом семейное воспитание и начальное обучение сформировали у Келли стойкое религиозное мировоззрение, которого она придерживалась всю жизнь. В 1943 году Джек Келли, который сам уделял огромное внимание физическому развитию и воспитанию своих детей и был недоволен низким вниманием к этому вопросу в школе Рейнхилл, перевёл Грейс в частную школу для девочек, в которой спустя четыре года она и закончила получать среднее образование.
К тому моменту у неё уже сформировалось желание стать актрисой, ведь она принимала участие в школьных театральных постановках с восьмилетнего возраста. А тут ещё стало очевидно, что выдающихся способностей к учёбе у неё не наблюдается. Конечно, миллионер Джек Келли нашёл бы возможность для поступления дочери в какой-нибудь колледж, но в 1947 году сложилось так, что все экзамены в университеты уже закончились. И тут Грейс вспомнила о своём актёрском хобби и поступила в нью-йоркскую Американскую академию драматического искусства. За два последующих года обучения её дарование стало очевидным, а тут ещё и её незаурядную внешность по достоинству оценили фотографы. После окончания Академии она поступила на службу в престижный театра округа Бакс в Пенсильвании. А с 1950 года Грейс Келли стала одной из первых настоящих телевизионных звёзд, ведь телевидение только начинало свою победную поступь: за три года она появилась на телеэкране примерно в 60 телепрограммах и сериалах. Приглашение в Голливуд неизбежно должно было последовать, и оно последовало в 1951 году, на эпизодическую роль в картине «Четырнадцать часов». А затем случилась одна из наиболее сказочных историй Голливуда: за последующие 5 лет Грейс Келли сыграла в 10 картинах, получила два «Золотых глобуса» и один «Оскар», снялась в ставших культовыми фильмах Хичкока «В случае убийства набирайте «М»» и «Окно во двор» и стала эталоном «фабрики грёз».
Принцесса, ставшая легендой
И вот эта сказка прервалась, когда Грейс Келли было всего лишь 26 лет от роду, возраст для актрисы просто смешной. В 1955 году Грейс Келли должна была стать лицом американской делегации на Каннском кинофестивале, да к тому же там проходили съёмки третьего фильма Хичкока с её участием, «Поймать вора». Как известно, Французская Ривьера это не только Канны и Ницца, это ещё и княжество Монако со столицей Монте-Карло. Так сложилось, что протокольные соображения диктовали необходимость встречи самой яркой американкой кинозвезды и правящего князя Монако, Ренье III. Первая встреча оказалась мимолётной и ограничилась церемонным рукопожатием , но с неё началась переписка между князем и актрисой. В декабре 1955 года Ренье III посетил дом Джека Келли в Филадельфии и сделал Грейс официальное предложение руки и сердца, на которое актриса ответила согласием. И это было не просто желанием голливудской знаменитости добавить себе известности. Во-первых, замужество за коронованной особой означало конец кинокарьеры. Во-вторых, у Келли была возможность прославиться подобным образом и раньше: в начале 1950-х предложение стать его женой ей уже делал шах Ирана Мохаммед Реза Пехлави. Но именно в князе Монако Грейс увидела мужчину, способного принести ей обычное женское счастье, счастье хранительницы семейного очага и матери. Свадьба состоялась 18 апреля 1956 года и стала одним из ярчайших событий всего XX века.
Принцесса Грейс стала для Монако настоящим символом новой жизни. И дело не только в том, что она довольно быстро не только родила князю детей и наследника (старшая дочь Маргарита Луиза появилась на свет в 1957 году, наследник, ныне правящий князь Альбер II, в 1958 году, младшая дочь Стефания Мария Елизавета в 1965-ом). Голливудская звезда, отказавшаяся от магического мира кино ради маленького европейского княжества, стала одной из главных достопримечательностей Монако, фактором, привлекающим десятки тысяч туристов, большинство из которых были весьма обеспеченными. Это не могло не сказаться в высшей степени позитивном на экономике страны, которая именно с тех самых пор и стала одним из крупнейших туристических и игровых центров Европы. К тому же Грейс оказалась замечательной принцессой, много времени и сил уделявшей благотворительности, и заботливой матерью. Обожание монегасков (жителей Монако) только крепло из-за сложностей семейной жизни с непростым по характеру Ренье III и трагической гибели ещё до рождения её четвёртого ребёнка в 1967 году. Жизнь Грейс Келли, одной из легенд ушедшего столетия, оборвалась из-за сердечного приступа, в результате которого 13 сентября 1982 года произошла автокатастрофа. На следующий день врачи констатировали безнадёжность её состояния, и семья приняла решение отключить её от медицинских аппаратов.
Александр Бабицкий