Его, наверное, теперь будут считать своим кумиром все революционеры, какие только появляются и еще будут появляться на земле - начиная от национал-большевиков и заканчивая анархистами и антиглобалистами. Портреты Эрнесто Че Гевары вслед за Жизель Бюндхен, Элизабет Херли, Джеем Зи и многими другими знаменитостями охотно носят на одежде миллионы модников, причем многие из них, будучи весьма далекими от политики и истории, искренне полагают, что это изображение некоего секс-символа.
Мода на образ Че Гевары возникла в начале шестидесятых годов ХХ века, после того, как фотограф Альберто Лиас Гуттьере запечатлел легендарного команданте в черном берете с красной звездочкой и с развевающимися по ветру волосами. Снимок был опубликован сначала в одном из кубинских журналов, а затем перепечатан ведущими изданиями мира. Его сразу же взяли на заметку крупнейшие рекламные агентства и стали тиражировать в виде плакатов и баннеров, призывающих к борьбе за мир или, напротив, к борьбе за переустройство мира. Товарищ Че сразу стал любимцем хипповавшей молодежи, а известный портрет украшал холщовые сумки, футболки, значки и многие другие аксессуары и предметы одежды. А затем из уличной моды перекочевал на высокие подиумы.
Со всем миром в приятельских отношениях
В детстве маленького Эрнесто родные и близкие звали Тэтэ, что в переводе с испанского означает «поросенок». Его отец был архитектором ирландского происхождения, а мать - из аристократического испанского рода. При рождении будущий революционер получил красивое и звучное имя Эрнесто Гевара де ла Серна. И никому и в голову не могло тогда прийти, что годы спустя он сменит эту фамилию на простонародное прозвище «Че», которое чем-то сродни русскому «эй!». По другой версии, слово «че» Эрнесто заимствовал из языка индейцев гуарани, и оно является обращением к другу или приятелю. Так или иначе, но для всего мира он и остался просто Че, и никем другим - даже в моде.
Самого Че Гевару при жизни меньше всего можно было назвать модником или щеголем: своей внешности он не уделял совершенно никакого внимания, и весь внешний колорит в его случае оказался просто щедрым даром природы. Революционно настроенный мачо мог месяцами ходить в мятой куртке, потертых штанах и стоптанных башмаках, не утруждая себя даже тем, чтобы привести в порядок свою густую шевелюру. Но и в таком виде он был неотразим в глазах многих женщин и даже покорил сердце красавицы Чинчины, дочери одного из богатейших помещиков Кордовы. Получив медицинское образование, Эрнесто мог бы сделать завидную карьеру и жить безбедно, но он предпочитал уезжать в полную глухомань и лечить там простых людей, часто не требуя с них никакой оплаты и влача жалкое существование.
Че Гевара много путешествовал и изъездил с экспедициями Южную и Латинскую Америку, жил в Гватемале и в Мексике, где, собственно и познакомился с братьями Кастро. Когда началась революция на Кубе, стал ее верным рыцарем, а когда она, наконец, закончилась победой, - министром промышленности, руководителем комиссии по планированию, главным банкиром молодого кубинского государства и «мозгом» всех его дипломатических миссий. Но этого Эрнесто было мало: он грезил идеей осчастливить революцией все страны Латинской Америки. И многим, в частности, правительству США его планы не нравились. И потому в октябре 1967 года Эрнесто Че Гевара был взят в плен и казнен.
Коммерческий бренд
Идея превратить образ Че Гевары после его смерти в модное лицо принадлежала Фиделю Кастро. Приближенные к нему люди свидетельствовали о том, что он якобы однажды заявил: «Я сделаю из Че икону, на которую будет молиться весь мир, и его образ еще поработает на нас». Современному туристу ночевка в отеле, расположенном в местах боевой славы Че обойдется минимум в сто долларов, в зависимости от степени комфортабельности номера. Против соблазна поэксплуатировать образ команданте не отказалась и певица Мадонна, загримировавшись под Че на обложку одного из своих альбомов. И, как это ни парадоксально, в США - стране, которую Эрнесто когда-то грозился стереть с лица земли, теперь в честь него названы десятки элитных клубов, где собираются исключительно сливки общества.
Как коммерческому бренду Че Геваре в современном мире поистине нет границ: оборот от продажи футболок, бейсболок и кружек с его лицом исчисляется сотнями миллионов долларов.
Светлана Усанкова