Мало кого оставит равнодушным благородный лунный оттенок серебра, и нумизматы не исключение: многие из них отдают предпочтение монетам именно из этого металла. Старинные серебряные монеты встречаются гораздо чаще, чем монеты золотые, но и среди них могут попадаться весьма редкие и дорогие экземпляры.
Богатая история
Серебро использовалось для чеканки монет еще в Древней Греции. Со временем монеты из серебра появились и в других странах. Например, первый серебряный талер был изготовлен в Германии в конце пятнадцатого века, и уже через несколько десятилетий стал самым популярным платежным средством в Европе. В Нидерландах эти монеты называли «дальдре», в Италии – «таллеро», в Англии – «даллер», а позже – «доллар». Самые первые талеры чеканились из серебра высочайшей пробы, позднее стали использовать менее чистый металл.
Редкие серебряные старинные монеты могут стоить очень дорого. Неудивительно, что такие монеты часто подделывают. Причем подделка может быть как старинной, так и современной. Ремесло фальшивомонетчиков зародилось, вероятно, одновременно с появлением денег: уже в античные времена появились первые кустарно изготовленные копии платежных средств из дешевых сплавов. Как правило, по качеству такие подделки сильно уступали оригиналам, хотя известны весьма качественно изготовленные старинные копии, которые также ценятся некоторыми коллекционерами. Например, так называемые «демидовские монеты» чеканились частным образом из более качественного серебра, чем государственные, и, в конце концов, их признали законным платежным средством.
Современные подделки встречаются гораздо чаще. Они бывают как литыми, так и отчеканенными, а в последние годы современные фальшивомонетчики успешно применяют технологию литья под давлением – качество таких монет не уступает отчеканенным. Но даже у самых хороших фальшивых новоделов есть, как правило, слабое место – это боковая поверхность монеты, которая называется «гурт». По гурту зачастую можно идентифицировать фальшивку из-за существенных различий технологии изготовления монет в древности и сейчас. Для этого, впрочем, необходим достаточный опыт, поэтому начинающим нумизматам настоятельно рекомендуется перед покупкой монет из драгоценных металлов консультироваться с опытными коллекционерами и пользоваться услугами только надежных продавцов. Всегда лучше заплатить за профессиональную экспертизу, но быть уверенным в качестве покупки, чем приобретать «кота в мешке» - монету, которая не стоит потраченных на нее денег.
На любой вкус и кошелек
Стоимость монет из серебра может сильно варьироваться в зависимости от исторической ценности каждого экземпляра и величины тиража. Так, например, серебряный рубль, выпущенный в одна тысяча девятьсот двадцать втором году стоит примерно в восемнадцать раз дороже, чем серебряная пятидесятикопеечная монета того же года выпуска. Поэтому перед покупкой старинных серебряных монет следует внимательно изучить всю информацию о них.
Считается, что начинающие коллекционеры стараются покупать блестящие монеты, которые выглядят новыми, опытные же нумизматы предпочитают серебряные монеты с благородным налетом – патиной. Потускневшие и потемневшие от времени монеты выглядят по-настоящему старинными. Считается, что патина может косвенно свидетельствовать о подлинности старинной монеты, но, к сожалению, мошенники давно уже научились подделывать этот благородный налет. Так, иногда монеты покрывают искусственной патиной. Способов придать монете красивый налет существует немало: запекание в духовке, вымачивание в слабом растворе кислот, выдерживание монеты на солнце и другие. Следует отметить, что если натуральная патина привлекает многих коллекционеров, то искусственная считается недостатком.
Не всегда патина украшает монету – если налет расположен на поверхности неравномерно, то стоимость монеты снижается. Зеленый налет можно счистить пятипроцентным раствором серной или муравьиной кислоты. Фиолетово-серый налет с серебряных монет можно убрать при помощи пятипроцентного аммиака. Очищать монеты следует очень бережно, чтобы не допустить появления царапин и других механических повреждений.
Мария Быкова