Считается, что некто Ватьсьяяна, настоящее имя которого было - Малланага, сын брамина и философ, живший предположительно в эпоху Гуптов (III-IV вв. н.э.), вдохновившись посещениями борделя в молодые годы, написал трактат о любви, женщинах и проблемах в семейной жизни , ставший основополагающим в санскритской литературе. Это и есть Камасутра, ставшая столь знаменитой на постсоветском пространстве с началом перестройки (90-е годы прошлого столетия).
Как известно, в бывшем Советском Союзе секса не было. Точнее, он был (дети ведь рождались), но все упорно делали вид, что все-таки не было, а рождение детей - это продукт если не непорочного зачатия, то просто какого-то странного недосмотра, чуть не природный феномен. Только в советские времена мог родиться афоризм Жванецкого: «женщина должна: раз - лежать, два - тихо!», - в полной мере описывающий искусство физической любви той эпохи.
Стоило только начаться перестройке, как все постсоветское пространство увлеченно принялось догонять Запад. Под лозунгом хрущевских времен «Догоним и перегоним Америку!», Россия увлеклась сексуальным вопросом (закономерное явление - ведь вопрос не решался в течение 70 лет!).
И все же - почему именно Камасутра? Ведь была поэзия Сафо, был Мимнерм:
Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость?
Я бы хотел умереть, раз перестанут манить
Тайные встречи меня, и объятья и страстное ложе.
Сладок лишь юности цвет и для мужей и для жен.
Был Еврипид:
Сжалься, богиня дивная!
Чистого дай мне желанья жар,
Негой любви упиться мне дай,
Буду Киприде всегда рабой -
Только с ума не своди меня.
Был Тит Лукреций Кар:
Венера в любви только призраком дразнит влюбленных:
Не в состоянье они, созерцая, насытиться телом,
Выжать они ничего из нежного тела не могут,
Тщетно руками скользя по нему в безнадежных исканьях.
И, наконец, уже слившися с ним, посреди наслаждений
Юности свежей, когда предвещает им тело восторги,
И уж Венеры посев внедряется в женское лоно,
Жадно сжимают тела и, сливая слюну со слюной,
Дышат друг другу в лицо и кусают уста в поцелуе.
Можно утверждать, что это все слишком близко к романтике, а людям требовалась эротика - как компенсация за недополученный в годы советской власти секс. Но был еще и Овидий:
Позу сумейте найти телосложенью под стать
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь;
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Аталанта касалась ногами -
Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть - невеличке к лицу, а рослой - нисколько
Гектор не был конем для Андромахи своей.
Если приятно для глаз очертание плавного бока -
Встань на колени в постель и запрокинься лицом.
Если мальчишески бедра легки и грудь безупречна -
Ляг на постель поперек, друга поставь над собой,
Кудри разбрось вокруг головы, как филлейская матерь,
Вскинься, стыд позабыв, дай им упасть на лицо.
Полное описание техники любви, доступные позы, легко выполняемые и разумные рекомендации, да еще и поэтическое исполнение - чего, спрашивается, еще нужно?
Но нет, Овидий так и не стал востребованным, а вот Камасутра оказалась на пике популярности.
Судя по всему, все дело в технологичности нашего времени. Научно-технический прогресс, разнообразные научные открытия, изменяющаяся каждый день среда обитания (появление новых приборов, техники и т.д.) - все это приводит к вполне очевидной мысли: прежние моральные ценности несостоятельны, они устарели, новое время требует нового и в области морали, и в области этики. И философия любви, густо замешанная на романтике, при которой секс был чем-то вторичным, начинает замещаться психологией сексуальности, при которой секс выходит на первый план, а все остальные аспекты любви оказываются не только вторичными, но третичными и даже дальше.
Питирим Сорокин, американский социолог, утверждал, что «любой аспект нашей жизни связан с сексуальной одержимостью. Начиная от колыбели и до самой могилы эта одержимость подвергает бомбардировке каждый аспект нашего жизненного пространства, почти каждый шаг нашей деятельности, мысли и чувства. Мы полностью погружены во все поднимающийся поток секса, который заполняет каждый отдел нашей социальной жизни и культуры. Пока мы ищем Противоядия против этих либидозных сил, нас все больше завоевывает постоянное давление этой гигантской армии вездесущих сексуальных символов».
Естественно, при таком «перекосе» ценностей на первый план выходит именно Камасутра, причем в той части, которая касается описания сексуальных позиций.
Очень характерно, что Камасутра состоит из семи частей, и только одна из них касается непосредственно описания сексуальных позиций (10 глав «О сексуальном единении»). Остальные шесть частей трактата - это философская концепция о том, как быть хорошим гражданином, рассуждения о взаимоотношениях мужчины и женщины. Но то, что в Камасутре имеется часть «О том, как найти жену» или «О том, как очаровывать окружающих» обычно забывают. И трактат представляется всего лишь перечислением сексуальных позиций.
Именно та часть, которая касается непосредственно секса, и известна наиболее широко. Существует множество различных переводов этой части - причем большинство их весьма далеки от оригинала, многие считают, что именно эта часть и является всей Камасутрой целиком. То, что Камасутра в целом представляет собой отнюдь не эротическую литературу, а памятник культуры Древней Индии, фактически - научный труд, исследование, которое для настоящего времени особенно интересно тем, что позволяет изучать неизвестную культуру, - обычно отбрасывается. На первом плане оказывается только секс.
Характерная черта нашего времени: по статистике более 85% разводов происходит из-за сексуальной неудовлетворенности супругов. То, что в прежние времена было немыслимым, сейчас стало нормой жизни. И, учитывая подобные тенденции современного брака и современных отношений полов, приходится признать, что наиболее актуальной действительно является та часть Камасутры, которая описывает методики получения сексуального удовольствия. Остальное может представлять интерес для культурологов, историков, любителей этики и этоса различных народов. Но сделать утилитарный секс («наше дело не рожать, сунул-вынул - и бежать») настоящим искусством помогают десять глав Камасутры «О сексуальном единении».
Именно это и обеспечивает непреходящую популярность Камасутры, поэтому древним философским трактатом зачитываются по сей день, и он еще долго будет востребован людьми - как практическое руководство не просто в интимной жизни, но - как методика «Как сделать жизнь полной и счастливой».
София ВАРГАН