«Был Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар: и первыми создал он Айнуров, Священных, что были плодом его дум: и они были с ним прежде, чем было создано что-либо другое», - так начинается «Сильмариллион», библия ударенных эльфийским мечом, попросту - толкиенутых. Субкультуры существовали во все времена, так как от начала времен в человеческом обществе были те, кто не мог себя комфортно чувствовать в конкретной системе отношений. Меньшинство, обладающее сходными взглядами, в конце концов, объединялось, образуя субкультуру.
Толкиенизм - это тоже субкультура, расцветшая на благодатной почве волшебного мира, столь живо описанного профессором Толкиеным. Для тех, кого не устраивал этот, реальный мир, было большим соблазном поверить, что где-то есть земли Арды, страны, где существует магия, где бродят орки, а в лесах на деревьях эльфы строят сказочные дворцы, а хоббиты живут в норах, и пятки у них изумительно волосатые... А еще там есть Сильмарили - величайшее творение эльфов, камни, в которых заключен магический свет Деревьев Валинора...
В такой мир хочется уйти от прагматизма и скорости настоящего. Там - все просто. Есть друг, и есть враг. Друга нужно защищать, на врага - бросаться с мечом.
Запад заразился толкиенизмом в 1965 году. Тогда США не хватило миллионного тиража «Властелина Колец» - явный показатель того, что эпидемия охватила страну. Студенты Гарварда носили значки с надписями: «Гэндальфа - в президенты», «Да здравствует Фродо!». Несколько позже Рональд Рейган, бывший в то время президентом США, называл СССР Мордором - такое сравнение было понятно всему населению Америки без дополнительных пояснений. Уже из этого можно сделать вывод, насколько была распространена толкиемания.
В Россию толкиенизм пришел вместе с перестройкой. Мир становился все более непонятным, правила игры менялись чуть не каждый день, а земли Арды предлагали стабильность: направо - орки, налево - эльфы, под холмом - хоббиты. И никаких финансовых кризисов и проблем. Субкультура расцвела.
«Ударенные Сильмарилем» бывают разные. Есть те, кому просто нравятся книги Толкиена, и они читают их, как чудесную сказку, прекрасно осознавая, что все это - лишь фантазия, пусть даже и очень красивая. А есть другие. Те, кто буквально живет в мире Арды. Для них Фродо так же реален, как и сосед по лестничной площадке. Галадриэль - да-да, она только что прошла по улице.
Настоящие толкиенутые - вторые. Первые - всего лишь любители фэнтэзи.
Толкиенизм особенно развернулся, когда толкиенутые вспомнили о ролевых играх. Вообще-то эти игры были придуманы вовсе не для того, чтобы различные представители субкультур разыгрывали представления по излюбленным книгам. Ролевые игры были методом психологической реабилитации. Но у каждой палки два конца, и «ролевухи» стали жизнью толкиенутых.
Ролевые игры позволяли вообразить себя эльфом, орком, гномом, да хоть самой волшебницей Галадриэль или Гэндальфом Серым. Это было уже полное погружение в мир Арды. Изготавливались мечи, луки, арбалеты. Изучался «эльфийский» язык - это ж какой верой в мир и каким терпением нужно обладать, чтобы выучить подобное! К примеру: «андунэ - «закат, запад» в АНДУНИЭ; синдаринское АННУН см. в АННУМИНАС, ХЕННЕТ АННУН. Древний корень этого слова НДУ - «опускаться» присутствует также в квэнийском НУМЕН...», - тут сломаешь и мозги и язык. А толкиенутым - в удовольствие.
Начались бега по близлежащим лесочкам, постройка эльфийских городов (веревочка - крепостная стена, кучка шишек - королевский дворец). Дрались эльфы с орками, орки с хоббитами, хоббиты... ну, эти ни с кем не дрались, миролюбивый народец.
У всех толкиенистов есть несколько общих черт: они любят фэнтэзи, причем не только Толкиена, хотя он - гуру и пророк; они обладают чувством юмора, правда иногда весьма своеобразным; они верят в реальность мира Арды. Есть и еще кое-что: толкиенисты прекрасно понимают, что они - не такие, как все. Они осознают свою инаковость. И живут с этим осознанием.
Они даже одеваются иначе: средневековое платье, хайратники (ленты вокруг головы), обязательный атрибут костюма - меч, лук или кинжал. Некоторые носят кольчуги и доспехи. В общем, костюмированный бал a la Арда.
Существует несколько градаций толкиенутости:
Самый простой вариант: толкиенист, который увлекся субкультурой просто из желания выделиться каким-то образом из привычной среды. Мечи, арбалеты, беготня «за орков» или «за эльфов» дают прекрасную возможность ощутить себя «другим», более того - возвыситься над остальными. Такие не слишком долго остаются толкиенутыми, разве что по какой-то причине переходят на другую стадию толкиенизма.
Следующая стадия: любители игр. Этим просто нравится сама игра. Тем более, что мир Арды - красивая сказка, и на этом фоне можно играть множество различных игр. В мире Адры даже почти можно жить («почти», но все-таки...). Для этих толкиенизм - хобби. Развлечение в свободное от основной жизни время. Пять дней в неделю они - совершенно обычные люди, а в субботу могут достать из чуланчика деревянное оружие и отправиться воевать с Мордором.
Последняя стадия: живущие в мире Арды. Эти люди не смогли состояться в реальном мире. Более того, они не приспособлены к нему, потерялись где-то по дороге к взрослению. В мире Арды они нашли себя. Там они - герои, мастера меча, защитники слабых и угнетенных. Там они умеют оживлять мертвых, лечить увечных, кормить несколькими хлебами население города. Арда - их мир, и они держатся за его реальность, потому что если рассыплется и это, то и жить станет незачем.
Но знаете, ведь Арда и в самом деле прекрасна. И даже жаль иногда, что наш мир не похож на нее. Ведь только в землях Арды под краешком радуги прячется горшочек с золотом, и его можно отыскать.
За синие горы, за белый туман
В пещеры и норы уйдет караван;
За быстрые воды уйдем до восхода
За кладом старинным из сказочных стран...
Вряд ли толкиенисты переведутся когда-нибудь полностью. Всегда найдется кто-то, желающий найти горшочек с золотом, который зарыли гномы.