Когда в современной речи употребляется выражение «охота на ведьм», все вполне естественно воспринимают его в переносном значении, означающем преследование инакомыслящих, спекуляцию на теории некоего заговора, создание атмосферы всеобщей подозрительности и взаимного недоверия. При этом как-то уже почти стёрлись из нашего сознания факты, что было время, когда на женщин, считающихся ведьмами, велась самая настоящая охота со всеми характерными для охоты признаками. И одним из главных инструментов этой охоты был трактат, известный как «Молот ведьм».
Говоря понятным современному человеку языком, в Позднем Средневековье, ХV - XVII веках, «Молот ведьм» был своеобразным аналогом нынешнего навигатора. Спутниковый навигатор указывает водителю автомобиля, сколько метров по главной дороге ехать до некоей опознавательной точки, чтобы там свернуть два раза налево, затем один раз направо, потом объехать одно здание и проехать мимо другого, чтобы, в конце концов, достичь конечного пункта назначения. А «Молот ведьм» выполнял примерно такую же функцию, только в данном случае конечным пунктом назначения было обнаружение, поимка и наказание тех, кто, по представлениям того времени, занимается дьявольскими кознями. Всё, что касалось проявления в земной жизни зловредных действий сатаны, в средневековой католической и отчасти протестантской традиции было предметом изучения демонологии. Но если изначально демонология была теоретической дисциплиной, то с помощью «Молота ведьм» и подобных ему трактатов она преобразовалась в практическую деятельность.
«Молот ведьм» был создан двумя германскими инквизиторами, братьями монашеского ордена доминиканцев, Генрихом Крамером и Якобом Шпрингером после долгой и кропотливой работы в конце XV века - первая публикация датируется 1486 годом. Нынешние литературные обозреватели и книжные издатели имели бы полное право назвать это произведение бестселлером: ведь после появления на свет она переиздавалась каждый год в течение последующего десятилетия, ещё 7 изданий пришлось на следующее, шестнадцатое столетие, а в сумме «Молот ведьм» выдержал 29 изданий. И к тому были основания: во-первых, именно в то время наблюдалось начало ажиотажной охоты на ведьм, которую подстёгивало публичное заявление папы Иннокентия VIII о том, что вся Европа наводнена ведьмами и прочими приспешниками дьявола, с которыми необходимо бороться. Во-вторых, авторы книги, Крамер и Шпрингер, были не только теоретиками в демонологии, но и практикующими инквизиторами, снискавшими себе известность в организации множества процессов над ведьмами.
Структура «Молота ведьм» такова, что трактат состоит из трёх частей, каждая из которых освещает отдельную сторону охоты на ведьм. Первая часть условно можно назвать теоретической, так как она обосновывала саму проблему - «доказывала» существование ведьм и их пагубное воздействие на людей. Ведьмы делились на три основные категории и одну, так сказать, «бонусную» категорию. Основными категориями ведьм считались ведьмы, которые могли совершать только вредительские магические действия, ведьмы, которые в результате сделки с дьяволом получили способность к исцелению людей для собственной выгоды, ведьмы, которые могли с помощью магии и вредить людям, и лечить их. Высшей ступенью в этой ведьминой иерархии считались ведьмы, которые обладали особой колдовской силой, воздействующей на силы природы и способные управлять низшими существами из демонического мира (бесами). Эти ведьмы считались особенно опасными, так как, согласно представлению авторов, такие способности эти приспешницы дьявола получали в результате поедания детей. В результате для борьбы с этими исчадьями ада считались допустимыми любые меры, в том числе жесточайшие пытки и заведомая ложь, например, обещание оставить жизнь взамен признания в каких-либо магических действиях.
Вторая часть инструкции представляет собой путеводитель по миру ведьм, необходимый для людей, которые будут на них охотиться, для лучшего понимания особенностей и логики поступков добычи. Именно здесь красочно и во всех подробностях описываются те преступления и мерзости, которым предаются ведьмы (кроме того, одна глава посвящена колдунам-мужчинам). Именно здесь приводятся данные, представляющие собой смесь древних мифологий, языческих верований и фантазий, о колдовских обрядах ведьм, об их оргиях как с людьми, так и с демонами, о том, какие напасти могут навести ведьмы на людей, на их дом, на их хозяйство, на их скот и так далее. Кроме того, приводятся и те практические меры, которыми можно противостоять всем этим зловредным действиям ведьм - например, вычитывание определенных молитв или паломничества к святым местам.
В третьей части полнейшим и тщательнейшим образом описаны и объяснены все нюансы непосредственно судебного процесса над ведьмами. Практически это юридическая памятка по отдельному виду судопроизводства - суда над ведьмой. Описывается, какие пытки в каких случаях эффективнее применять к обвиняемой для получения нужных сведений. Предоставляется список основных и наводящих вопросов, с помощью которых можно выяснить то, что нужно. Описывается процедура допросов свидетелей и их участия в судебном процессе (так, нельзя было допустить, чтобы обвиняемая узнала имена свидетелей, иначе она могла бы с помощью магических действий навредить им). Также оговаривается, что неотъемлемой составляющей судебного процесса является наличие у обвиняемой защитника, а также решающее значение признания обвиняемой, без которого она не могла быть признана ведьмой окончательно.
Уже в XVI веке с помощью гуманистических писателей «Молот ведьм» был осуждён как пвевдобогословский трактат, построенный не на адекватном толковании священных текстов, а на суевериях и народных страхах.
Александр Бабицкий