Петр I тащил в Россию все, что в Европе лежало плохо, а особенно то, что лежало хорошо. Оптимально - то, что было намертво приколочено к стенам. Энергичный русский царь ухитрялся оторвать прибитое и унести на просторы Московии - дабы там прижилось и хорошо лежало.
Как-то, пребывая в Голландии по торговым и корабельным делам, познакомился Петр I с дивной игрой, изобретенной то ли в Индии, то ли в Китае, то ли в Англии. С игрой на бильярде. И так царь очаровался стуком шаров, что по возвращении на родину приказал сделать ему собственный бильярд. Установили бильярд в царской приемной, чтобы бояре, дожидающиеся выхода государя и милости из царских ручек с обкусанными ногтями, «не занимались пустобрехством, а проводили время с пользой». Конечно же, после такой мотивации практически все приближенные Петра обзавелись собственными бильярдами.
Процесс, что называется, пошел. Из боярских палат бильярды просочились в трактиры, и игра начала приобретать широчайшую популярность. Далее царствовала Анна Иоанновна, которая, обладая страстью ко всему заграничному, тоже не обходила вниманием бильярд - играла каждый день.
Екатерина II не только играла на бильярде сама (причем, весьма неплохо), но даже обязала играть своих фрейлин. Михаил Васильевич Ломоносов известен не только своими выдающимися научными открытиями и поэтическими экзерсисами, но и тем, что он входил в число лучших игроков на бильярде своего времени. Ломоносову неоднократно доводилось составлять пару императрице, а также графу Григорию Орлову - граф считался выдающимся игроком на бильярде. К 1812 году в России на бильярде играли все (разве что крепостным крестьянам это удовольствие доставалось редко).
Но, как вы понимаете, распространенность игры в России еще не означает появления «русского бильярда». Игра «русский бильярд» своим возникновением обязана непостижимой душе россиян, удивительному характеру, который, как известно, толкает сначала создавать трудности, а затем героически их преодолевать.
Первые бильярды в России изготавливались с очень широкими лузами, а шары, напротив, были маленькими. Разумеется, русских бильярдистов это устроить не могло - уж слишком просто было загнать маленький шар в просторную лузу. Захотелось сложностей. В результате появились так называемые строгие бильярдные столы - небольшая луза, большой шар. Здесь игра требовала уже высокого мастерства, ведь шар мог попасть в лузу только при ювелирно точном ударе. Вот такой-то бильярд - игра на строгих столах - и был назван русским.
Только в России - с вечным желанием преодоления сложностей - могли появиться такие знаменитые бильярдисты, как генералы Иван Скобелев, Дмитрий Бибиков, Александр Остерман-Толстой. Дело в том, что все эти три генерала были одноруки, и тем не менее достигли высот в игре на бильярде.
Лучшие столы для русского бильярда выпускал А.Фрейберг (выпуск был начат в 1850 году). Был Фрейберг не только фабрикантом, но и игроком, страстным любителем бильярда. Классик бильярда, Анатолий Леман, утверждал, что Фрейберг обладал большим талантом. Фрейберговский бильярд - это стол со строгими, выдающимися из бортов лузами, борта при этом - средней упругости. Такие столы удовлетворяли исконно русскому требованию по преодолению сложностей - попасть в лузу было далеко не просто. Именно Фрейберг стал первым в России ставить на бильярд не деревянные доски, а аспидные плиты. Именно ему русские бильярдисты обязаны оптимальным профилем борта, сокращением длины устья лузы, оптимальной шириной лузы (74-75 мм) и размером шаров (68-70 мм). На всех бильярдных фабриках России резались лузы по лекалам Фрейберга.
В 1868 году Россию посетил француз Перро - тогдашняя бильярдная знаменитость. Цель знаменитости была проста - удивить «восточных варваров», показать им «настоящий бильярд». Удивить удалось: перед началом каждой партии Перро демонстрировал зрителям удивительные фокусы. Один из них так и не удалось никому повторить по сей день. Перро четырьмя пальцами правой руки захватывал бильярдный шар и бросал его на определенную точку стола. Шар становился строго в выбранной точке и с поразительной скоростью вращался на месте. Рядом бросался второй шар. Через некоторое время шары начинали описывать раскатные круги, сначала небольшие, затем все увеличивающиеся. Затем шары касались друг друга, разбегались, описывали параболы и возвращались к Перро. Вот это-то мастер и выступил против русских асов, и даже привел в смятение игроков Москвы и Петербурга своими выигрышами. Остановил триумфальное шествие Перро маркер петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик. Французский виртуоз проигрался в пух.
С 1917 года началась новая эпоха русского бильярда. Столь популярная прежде игра начала сдавать позиции. Оно и не удивительно, ведь сложно играть в бильярд, когда мысли заняты либо мировой революцией, либо банальным выживанием. Но это ладно, это после революции и гражданских войн. А затем, казалось бы, страна повернулась лицом к различным играм и спорту. Тут бы и вновь развернуться бильярду. Но игры и спорт, популярные в СССР того времени, в основном носили военизированный характер или являлись частью физической подготовки. Бильярд же - это отнюдь не физкультура, это - своеобразная философия. Так что последний в СССР чемпионат по русскому бильярду состоялся в 1947 году, и больше не проводился.
Бильярд позиционировали, как игру чуть не уголовного элемента, совершенно неподходящую для честных граждан государства. При этом руководители страны отнюдь не брезговали «уголовным» бильярдом . Известно, что Сталин часто был не прочь постучать по шарам. Любимым партнером Сталина был Михаил Калинин. Такой выбор обусловлен тем, что вождь всех времен и народов любил выигрывать, а сильным игрокам сложно было изобразить промах. Они старались, как могли, но естественности в этом не было. Калинин - другое дело. Он мазал совершенно натурально.
Теперь бильярд вновь вернулся на российские просторы, и вновь завораживает игроков своим непередаваемым романтизмом, философичностью и элитностью.
Современные русские бильярдные столы обладают отличительной особенностью - невозможностью сыгрывания бортовых прицельных шаров вдоль борта в угол. В результате на бильярде существует множество мертвых зон, что предопределяет специфическую стратегию и тактику игры.
На строгом русском столе существует три основные разновидности игр: «Русская пирамида», «Московская пирамида», «Американка». «Русская пирамида» - это неторопливая, тонкая позиционная игра с многочисленными отыгрышами и наигрышами. «Американка» идеальна для отработки хорошей кладки, а «Московская пирамида» - это неограниченные возможности для совершенствования техники контроля и управления битком. Бильярдные соревнования проводятся именно по этим разновидностям.
София ВАРГАН