Судомоделизм: искусство на грани ремесла

18 Июля 2010

судомоделизмЕсли задать вопрос «что такое судомоделизм?» десяти людям, то в результате получится десять различных ответов. Кто-то скажет, что судомоделизм - хобби, кто-то назовет судомоделизм частью военно-патриотического воспитания, кому-то судомоделизм кажется своеобразным спортом, а кому-то - созданием любопытных сувениров и деталей интерьера. Общим у всех будет одно: респонденты сойдутся на том, что судомоделизм - это постройка копий (моделей) кораблей, лодок, катеров, в общем, всего, что плавает, в очень сильно уменьшенном размере. Этакое создание флота для гулливеровских лилипутов.

Судомоделизм - это все вместе взятое. Это и хобби, и часть военно-патриотического воспитания, и спорт, и создание декоративных художественных форм. Но в первую очередь судомоделизм - это вид искусства.

судомоделизмПостроением моделей судов люди занимались с доисторических времен. Вернувшись с охоты на мамонта, доисторический человек вырезал модель лодочки - в качестве игрушки для своего ребенка. Более качественно, максимально приближенные к настоящим судам, модели использовались для подношения мертвым - крошечные корабли являлись средством транспортировки для душ умерших, маленькая лодочка в потустороннем мире превращалась в полноценное судно, которое уносило своего хозяина в далекое плаванье по туманным волнам запределья - в это свято верили, и археологи нашего времени находят корабли в древних могилах.

Чем богаче или знатнее был покойник, тем богаче были модели кораблей, предназначенные для него в потустороннем мире. Для их изготовления использовались драгоценные металлы, модели украшались камнями. В Долине Царей и Месопотамии были найдены золотые и серебряные модели судов, очень искусно изготовленные, в мельчайших чертах повторяющие настоящие суда.

В Западной Европе вера в закон подобия (подобие предмета аналогично самому предмету, а может быть и идентично с ним) привела к тому, что модели кораблей использовали, как вотивные предметы. Изготовленная во всех подробностях модель корабля (причем, при изготовлении модели старались использовать те же материалы, что и при постройке настоящего корабля, да еще и помещали внутрь модели какой-нибудь кусочек от настоящего корабля, к примеру, обычную щепку или клочок паруса) приносилась в жертву храму - для сохранения в плавании настоящего корабля или в знак благодарности за спасение во время бури. Подобный обычай, начавшийся во времена средневековья, существует и в наши дни.

Модели судов изготавливались всегда, а вот в свободной продаже они появились сравнительно недавно - лишь в начале XX столетия (фирмы «Bassett-Lowke», «Wiking-modelle»). До этого времени стать владельцем модели корабля можно было либо изготовив ее самостоятельно, либо получив в подарок от того, кто изготовил или заказал мастеру такую игрушку.

Естественно, до появления моделей судов в свободной продаже, они использовались только в качестве украшения интерьера (либо в качестве ритуальных предметов). После начала массового изготовления моделей судов, они начали использоваться как наглядные пособия в морских военно-образовательных учреждениях, их применяли при планировании и изучении морских операций вплоть до окончания второй мировой войны в Великобритании и Германии.

судомоделизмНаиболее распространенным масштабом таких моделей кораблей является 1:1200 (или 1:1250). Самая большая коллекция миниатюрных судов принадлежит Питеру Тамму и включает в себя около 30 тыс. моделей.

То, что до XX века в свободной продаже моделей кораблей не было, можно объяснить лишь несовершенством технологий. Ведь модели судов - это предметы ручного изготовления, фактически - уникальные изделия, каждое из которых столь же полно отражает искусство мастера, как картина отражает талант художника. Несовершенные инструменты требовали таланта чуть не Левши, изготовление модели корабля превращалось в настоящее подковывание блохи. Ведь корабль - это не только массивный корпус, но и множество мелких деталей. А хорошая модель корабля включает в себя практически все детали, которые имеются у настоящего, полноразмерного судна.

Мне доводилось видеть модель «Орла» (трехмачтовый фрегат, первый русский военно-морской корабль, построенный по всем канонам европейского искусства кораблестроения). Пушки для этой модели были размером с фалангу большого пальца, но, тем не менее, на каждой миниатюрной пушечке был изображен единорог - в точности, как на пушках настоящего «Орла». Правда, чтобы рассмотреть во всех деталях единорогов на пушечках модели, пришлось воспользоваться микроскопом. Модель «Санта-Марии», одной из каравелл Колумба, была даже оснащена экипажем - фигурки были высотой всего 1,5 см, но на плече боцмана сидел попугай, а в руке боцман держал трубку (символ того, что Америка - родина табака).

Для изготовления таких моделей требуется не только незаурядное мастерство, но и хорошие инструменты - топором тут никак не обойтись. Изготовление же моделей судов в прошлом требовало слишком большого времени и ювелирного мастерства изготовителя, что делало модели слишком дорогими и непригодными к массовой продаже.

Теперь создание моделей судов стало несколько попроще, чем в прежние времена, но все же судомоделирование является в большей степени искусством, нежели ремеслом. Эксклюзивные модели (обычно копии исторических судов) изготавливаются из ценных пород дерева (к примеру, красное дерево, орех), все детали оформления, паруса для парусников - все это ручной работы. При этом соблюдается максимальная точность, и такелаж моделей парусников во всех подробностях повторяет оснастку настоящих судов.

Модели судов очень популярны - в них существует некий нематериальный, но отчетливый зов моря и романтики. Модель парусника рассказывает о дальних путешествиях и экзотических странах, о дивных, неведомых землях. Миниатюрные суда обогащают жизнь, они - отражение элегантности и престижа, зачастую даже в большей степени, чем картины или другие произведения искусства. Модели кораблей - великолепное дополнение интерьера.

София ВАРГАН