Ненайденные клады монет: груз теплохода «Варягин»

16 Июня 2011

груз теплохода варягинБухта Суходол, расположенная в Уссурийском заливе Японского моря, популярна и у любителей азартной морской рыбалки, и у археологов (здесь находится очень интересное древнее городище). Кроме уникальных пейзажей и исторических находок, бухта привлекательна тем, что на дне ее, возможно, покоится клад золотых монет с парохода «Варягин», который, по некоторым оценкам, может стоить несколько миллионов рублей.

Катастрофа в Уссурийском заливе

Погода в районе Уссурийского залива 7 октября 1906 года была ненастной - дождь, холод и пронизывающий ветер. Однако судно «Варягин», отшвартовавшись от пристани Владивостока, двинулось курсом на бухту Гонь-коудзы (современное название - Суходол). Пароход принадлежал купцу Алексею Семеновичу Варягину, который сдал судно в аренду Товариществу пароходных предприятий Дальнего Востока. Главная задача парохода - доставка продуктов и почты в деревни, расположенные в многочисленных небольших бухтах Уссурийского залива, а также денежных средств для воинских частей. На борту находилось почти двести пятьдесят пассажиров.

Море было неспокойным, но судно уверенно шло в видимости побережья, пока не подорвалось на мине, которая, по всей вероятности, осталась здесь с периода русско-японской войны. Позже специальная комиссия Владивостокского военного порта установила, что одной из причин трагедии стало отсутствие на борту карт с указанием оставшихся минных заграждений. Пароход пошел ко дну практически мгновенно, шлюпки спустить даже не пытались, поэтому спаслось лишь пятнадцать человек, среди которых был и капитан судна Иван Овчинников.

Секретный груз

Эта катастрофа до настоящего времени остается самой крупной в истории дальневосточного судоходства России, однако внимание к себе она привлекает не только количеством жертв. По делу о гибели парохода проводилось расследование. Сразу после его окончания поверенный купца Варягина подал генерал-губернатору Владивостока прошение, в котором просил компенсировать средства, перевозившиеся на борту - около шестидесяти тысяч рублей золотом. Кроме того, в этом документе было упомянуто о каком-то особо ценном грузе, также находившемся на теплоходе.

Купцу в его просьбе было отказано, но в 1913 году к делу подключился капитан Овчинников, к тому времени освобожденный от ответственности. Он предпринимает попытку судоподъемной экспедиции, в результате которой само судно было обнаружено на дне Уссурийского залива, на глубине около двадцати шести метров. Однако пароход сильно замыло песком, поэтому для его поднятия не хватило людских и материальных ресурсов. Повторная экспедиция была запланирована на 1915 год, однако началась Первая мировая война, затем произошла революция, и больше, по официальным данным, попыток поднятия парохода не предпринималось.

Все впереди?

В настоящее время история «Варягина» в среде кладоискателей обсуждается довольно активно. Версии высказываются разные, зачастую прямо противоположные. Одна из них - золота на «Варягине» не было вовсе. Иначе как объяснить тот факт, что капитану Овчинникову так и не удалось найти никого, кто вложил бы деньги в подъем парохода? Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что жалованье чиновникам и офицерам, служившим на Дальнем Востоке, в то время выдавалось сторублевыми банкнотами, обеспеченными золотом, но не золотыми монетами, которые шли исключительно на уплату внешнего долга.

Другое мнение: золото на «Варягине» действительно было, но его уже давно подняли - именно поэтому государство (которое в данном случае и является собственником клада) не организует судоподъемную экспедицию. Кто это сделал? Возможно, служба государственной безопасности, еще в советское время. А может быть, и представители организованной преступности в 1990-е годы. Как бы то ни было, в архивах и средствах массовой информации никаких сведений о поднятии клада не обнаружено.

Наконец, третья версия, оптимистичная - золото до сих пор находится на дне Уссурийского залива. Неслучайно один из краеведов Приморья, Алексей Буяков, рассказывает, что однажды ему предложили пятнадцать тысяч долларов за точную и достоверную информацию о кладе парохода «Варягин». Ученый отказался - потому что такой информации нет. Появится ли она - покажет время.

Дарья Цветкова