Только документально за весь период существования Москвы учеными зафиксировано более ста кладов, обнаруженных на территории города, еще около двухсот - в Подмосковье. Кладоискатели уверены, что количество находок, не дошедших до исследователей, намного больше, причем некоторые из предполагаемых кладов не найдены до сих пор.
До самых до окраин
В 1970 году, во время строительства станции московского метро «Новокузнецкая», был обнаружен горшок со спрятанными в нем девятнадцатью тысячами серебряных монет XVI-XVII веков. В том же году в Ипатьевском переулке строители нашли клад из трех тысяч четырехсот серебряных испанских монет XVII века. В 1948 году на улице Рылеева (бывшая Староконюшенная) был найден сосуд, в котором находилось более тысячи шестисот монет периода правления Ивана IV. Это лишь три примера из сотни таких же. Большинство из найденных раритетов в настоящее время хранятся в музеях.
Основную долю «кубышек» с монетами находят на окраинах современной Москвы. Так, например, на территории Черемушек, на Ордынской дороге, был обнаружен значительный клад монет Василия I. Объясняется это в первую очередь тем, что в центре города селилось купечество, родовая знать, состояние которой намного превосходило размеры «кубышек», поэтому и способы хранения средств были иными. В то время как ямщики, ремесленники, мелкие торговцы, стрельцы в минуту опасности прятали накопления в землю или в стены собственных домов.
Территория Кремля
Однако монетными кладами богата и древнейшая территория Москвы - Боровицкий холм, на котором расположен Кремль. Так, в 1849 году здесь обнаружили девятнадцать серебряных копеек Петра I. А в тридцатые годы неподалеку от Спасских ворот был найден глиняный кувшин, в котором находилось девяносто восемь серебряных монет XIV века. 1939 год - время обнаружения металлических сосудов с тридцатью четырьмя тысячами монет XVII века (царствование Михаила Романова). Еще один уникальный монетный клад был найден строителями в 1969 году на территории Кремлевского театра - это копейки, относящиеся ко времени правления семи царей и великих князей. Среди них есть очень редкие - монеты Федора Годунова, который был главой государства немногим более двух месяцев.
Изобилуют находками и улицы, прилегающие к Боровицкому холму. Так, например, в 1967 году на улице Разина (бывшая Варварка) во время строительства гостиницы «Россия» рабочие обнаружили клад из пятидесяти восьми полтин и двух рублей XV-XVI веков. На улице Ильинка в 1909 году были найдены два кувшина, набитых двадцатью двумя тысячами серебряных монет («чешуек») времен Алексея Михайловича Романова. А при раскопках на Манежной площади в 1993 году археологами под корнями дерева было обнаружено около восьмидесяти тысяч монет из серебра и меди.
Нераскрытые тайны
Среди кладоискателей уже довольно давно ходят слухи, что неподалеку от Кремля есть еще одна сокровищница, которая до сих пор не найдена. В середине XVIII века в Москве промышлял знаменитый разбойник и вор Ванька Каин (Иван Осипов), которые позже стал сотрудничать с полицией. Однако он вел «двойную игру» - служил доносителем и одновременно брал взятки с преступников за неразглашение информации о них в сыскном приказе. Это позволяло Каину жить на широкую ногу. Однажды его махинации раскрылись, Ванька был сослан в Сибирь, но полиции стало известно о его огромных накоплениях, спрятанных где-то в Зарядье (в районе Китай-города). Насколько правдива эта история - до сих пор неизвестно.
Еще один большой клад, по слухам, скрывается в районе Пушкинской площади. В 1917 году подростки случайно обнаружили подземный ход, ведущий в сторону Кремля. Пройдя по нему, они увидели железные сундуки. Но вынести их на поверхность у ребят не получилось, а дальнейшему исследованию таинственного подземного хода помешала Октябрьская революция и Гражданская война. Кладоискатели вернулись к нему лишь в двадцатые годы, но к тому времени ход был засыпан, а ведущий в него люк - заложен кирпичом. Что за сокровища там скрывались - осталось тайной.
Московское подземелье наверняка до сих пор хранит и иные загадки и ненайденные клады. Конечно, кладоискателям никто не позволит вести раскопки на территории города. Но Москва активно застраивается, поэтому археологи и строители вполне имеют шанс обнаружить новые, неизвестные находки.
Дарья Цветкова