Принципы оформления детской комнаты

28 Мая 2009

Принципы оформления детской комнаты Ребенок - тоже человек. Этот принцип проповедовали еще в Швамбрании, и он, конечно же, верен. Вот только с нюансами. Человек-ребенок и человек-взрослый - совершенно разные люди. И нравятся им разные вещи. И отношение к вещам у них совершенно различное. Именно это различие и является основой принципов оформления детской комнаты. Взрослый человек предпочитает уют и основательность. Перемены, с точки зрения взрослого, дело хорошее, но они должны подчиняться определенным правилам. Ребенок же находится на стадии познания мира. Ему все нужно потрогать, попробовать на прочность, даже сломать и посмотреть - как же оно устроено. Ребенку необходимо разнообразие, и правило тут единственное: каждый день узнавать что-то новое, неизведанное, незнакомое и интересное.

Поэтому оформлять детскую комнату в раз и навсегда установившихся канонах - это попросту ограничивать способности ребенка в познании мира, сужать его мировосприятие.

Взрослый человек, занимаясь отделкой стен, думает о том, чтобы стены были ровные, гладкие, приятного цвета, гармонировали с мебелью и являлись хорошим фоном для общего дизайна помещения. У ребенка совершенно другой подход. Для него лучше всего те стены, на которых он может рисовать. Множество творческих талантов было задушено в детстве запретом пачкать стены. Расчертить обои фломастером - нельзя! Облить их краской, чтобы посмотреть как различные цвета сочетаются друг с другом - запрещенПринципы оформления детской комнатыо под страхом многодневного отлучения от мороженого и любимых игр. Да, не каждый ребенок, который рисует на стенах, станет Айвазовским или Малевичем. Но это - рождение творческого начала, которое может впоследствии проявиться в любой области. И запреты приводят лишь к прочной установке: инициатива - наказуема, мыслить самостоятельно - вредно.

То же самое относится и к другим запретам: прыгать на диване или кровати, устраивать «домик» под столом, лепить из пластилина (вдруг будет необратимо испачкан прекрасный полированный стол!) и так далее.

Часто детские комнаты оформляются из представления взрослых об идеальной детской комнате. С картинки. Где все расставлено по своим местам, на окнах - розовенькие или голубенькие занавесочки в рюшечках, медвежонок вальяжно сидит на кровати, а игрушки мирно сложены в коробку.

На картинке нежные, пастельные тона детской комнаты смотрятся прекрасно. Вот только дети предпочитают яркие, броские цвета, что называется «вырви глаз». Алые, изумрудные, блестяще-синие, апельсиново-рыжие, солнечно-желтые переливы привлекают ребенка. Любовь к спокойным, «прохладным», пастельным тонам приходит с возрастом (и чем старше человек, тем более холодные тона его привлекают). Однотонная комната, при всей ее мягкости, спокойствии и уюте для ребенка скучна. А вот цветовое многообразие - очень интересно, и именно ему нужно отдавать предпочтение, оформляя детскую комнату. Шторы, покрывала, дорожки, бордюры под потолком, аппликации на стенах - все это должно быть разноцветным (но никаких цветовых диссонансов, вызывающих тревожность!).

Также следует учитывать, что игрушки лежат в коробке только на картинках. Дети же с ними играют. Следовательно, должно быть как можно больше свободного пространства для игры и движений. Ребенок не может, как взрослый человек, часами спокойно сидеть на одном месте, занимаясь одним делом. Ему требуется разнообразие во всем: сейчас он катает машинку, через пять минут - смотрит мультфильм, а еще через полчаса - прыгает на диване. И дело не в том, что дети не могут сконцентрироваться. Просто они - в поиске. Ищут свое место в жизни, свой комфорт. Вот им и приходится пробовать множество разнообразных занятий за небольшой промежуток времени.

Еще один нюанс, который необходимо учитывать, оформляя детскую комнату: дети растут, и происходит это довольно быстро. Следовательно, изменяются и предпочтения, и требования к комнате. Комната для младенца - это, скорее, комната для матери (удобство пеленания, кормления и уборки). Комната для ребенка до 5 лет - это комната для развивающих игр и спортивных упражнений. Комната для ребенка от 5 до 10 лет предназначена уже не только для игр и спорта, но и для работы (учебы). Дети постарше (до 15 лет) - это уже личности со сформировавшимися интересами, и оформление комнаты они должны выбирать для себя сами: то ли будет сделан упор на сПринципы оформления детской комнатыпортивную составляющую, то ли на интеллектуальную, то ли на творческую (к примеру, музыка, литература, изобразительное искусство и т.д., а то и инженерное творчество). Ну а после 15 лет ребенка можно считать уже взрослым человеком (разумеется, с определенными ограничениями), и правила оформления его комнаты уже подчиняются тем же принципам, что и правила для любой другой комнаты в доме.

Именно поэтому обустраивать детскую комнату солидной, дорогой мебелью попросту бессмысленно. Все равно примерно раз в пять лет необходимо будет изменить не только цвет обоев, но и саму мебель - чтобы полностью изменить дизайн, имидж комнаты, приспособить ее для новых потребностей маленького хозяина.

Итак, выделим основные принципы для детской комнаты: наличие свободного пространства для игр, функциональность (обои - это не только предмет декора, но и холст художника, а диван - не только место для сидения, но и спортивный тренажер), яркость и чистота цветовой гаммы, возможность изменений.

К этому следует добавить еще и безопасность мебели (никаких острых углов, о которые можно травмироваться). Желательно также зонирование детской комнаты на зону для игр и зону для работы (учебы).

Самое же главное - возможность для творчества ребенка. Даже самый маленький ребенок должен иметь возможность выразить свое мнение по поводу оформления детской комнаты, изменить ее в соответствии со своими представлениями о красоте и уюте. И не нужно говорить, что родители знают лучше, что хорошо для ребенка. Есть то «лучше», которое каждый человек, даже маленький, должен определить для себя сам.

София ВАРГАН