Нередко в литературных произведениях позапрошлого - начала прошлого столетий при описании быта можно встретить словосочетание «изразцовая печь». Вопрос о том, что же это за печь, зачастую оказывается сложным не только для детей, но и для взрослых. До недавнего времени изразцы, то есть керамические или глиняные плитки, служили для облицовки различных поверхностей, начиная от уже упомянутых печей и заканчивая фасадами зданий. Особенность изразцов по сравнению, скажем, с облицовочной плиткой состоит в том, что их тыльная сторона имеет форму открытой коробки, что способствует прочному креплению в кладке.
Изразцы - кафель прошедших веков
Уже из самого приблизительного и общего описания изразцов становится очевидным, что в свое время они выполняли те же функции, которые в наши дни технического прогресса и многочисленных экспериментов с естественными и синтетическими материалами выполняет кафель. Изразцы как разновидность керамической плитки в Европе известны еще с раннего Средневековья, а в Старый Свет традиция и технология изготовления подобных изделий пришла через Византию с Ближнего Востока.
Однако действительно масштабное применение изразцов в строительстве в европейской архитектуре началось с эпохи Возрождения, то есть с XV-XVI столетий. Прежде романский, затем готический стили основных строений городов Европы просто не оставляли для изразцов места ни в буквальном, ни в переносном, концептуальном отношениях. Зато в Русском государстве изразцы, привнесенные из-за рубежа на рубеже все тех же XV-XVI веков, очень скоро приобрели значительную популярность и распространение. Само русское название такого изделия - изразец - отражает его в первую очередь декоративный характер, ведь на фронтальной стороне обычно вырезали какой-то узор или рисунок.
Первоначально изразцы были красного цвета, так как после обжига ничем не покрывались. Однако со временем выяснилось, что пористая структура изразцов может пропускать дым (что важно ввиду массового использования изразцов для облицовки печей), а также накапливает в себе грязь и влагу. По этой причине в первой половине XVII века изразцы стали покрывать глазурью, которая из-за присутствовавшей в ее составе меди приобретала зеленоватый оттенок, и потому такие изразцы стали именовать муравлеными (от «мурава» - трава). Вторая половина того же столетия отмечена широким распространением многоцветной росписи изразцов, когда для покрытия (для «полива») изразцов использовали глазурь разных цветов. При этом изразцы полностью соответствовали своему названию и в подавляющем большинстве были рельефными.
Петр I внес немало изменений в российскую действительность и одно из них касалось изразцов - известный своей любовью ко всему европейскому император ввел моду на изразцы голландского и немецкого образца, с гладкой фронтальной стороной и аккуратным расписным рисунком. В дальнейшем стилистика росписи менялась, эпоха барокко внесла определенные изменения. Особый интерес к изразцам как художественному средству изменения жилого пространства проснулся в конце позапрошлого века.
На любой цвет и вкус
В настоящее время, когда технологии изготовления строительных и ремонтных материалов усовершенствовались, а требования к ним ужесточились, существует завидное для строителей давно минувших лет разнообразие изразцов. Разделять изразцы можно по самым различным основаниям.
Например, по материалу изготовления можно различить изразцы фаянсовые, терракотовые, фарфоровые, майоликовые. По-прежнему актуально существование как рельефной, так и гладкой разновидностей изразцов. Так же, как и в старину, есть любители неглазурованных изразцов, а есть те, кто придерживаются ставших во многом классическими изразцов, покрытых глазурью того или иного цвета.
По области применения при облицовке изразцы делятся на
- стенные (прямые), используемые для обработки основного полотна стен внутри помещения;
- угловые, имеющие различную форму, создающую презентабельный визуальный переход одной стены в другую;
- фасонные;
- цокольные,
- карнизные.
Наконец, изразцы можно поделить по их стоимости и престижности: типовые комплекты изразцов без росписи наиболее дешевые, типовые комплекты с росписью дороже, а уж авторские изразцы, изготовленные на заказ со специальным уникальным рисунком, могут стоить до нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.
Что касается технологии изготовления изразцов, то она, конечно, претерпела определенные качественные изменения в свете достижений прикладной науки и развития технологической оснащенности. Однако в основе своей изготовление изразцов содержит те же этапы и операции, которые присутствовали и несколько столетий тому назад.
Цепочка выглядит примерно так: изготавливается из гипса модель конкретного изразца, затем на ее основе производится форма, которая наполняется тем или иным материалом (глиной, фаянсовой смесью и так далее). Потом, в случае с традиционным терракотовым изразцом, производится высушивание, промывание и шлифование изразцов, которые расписываются художником, после чего покрываются глазурью и обжигаются в печи при температурном режиме, доходящем до 1250 градусов по Цельсию.
Александр Бабицкий