Вопрос: почему 62-летняя швейцарская бабушка, бывшая продавщица магазина, дважды в неделю ездит из Женевы в Париж? Ответ: разумеется, для того, чтобы контролировать работу ювелирных мастерских Cartier во французской столице.
Micheline Kanoui с гордостью отмечает, что не имеет специального искусствоведческого образования, никогда не училась ювелирному делу или дизайну, но, тем не менее, уверенно сделала головокружительную карьеру и в настоящее время руководит сильнейшей командой из 190 человек, поставляющих безупречные ювелирные украшения Cartier в 189 фирменных бутиков по всему миру. Совсем неплохо для женщины, которая утверждает, что была абсолютно счастлива, исполняя роль матери и домохозяйки, пока в начале 1970-х не получила работу с неполной занятостью в женевском отделении компании Cartier.
«Я была очень приветлива с клиентами, когда работала в мастерских, - рассказывает креативный директор Cartier. - И скоро начала принимать специальные заказы от VIP-клиентов. По сути, именно я создала первое ожерелье Panther Cartier. Тогда я поехала в Париж и стала заниматься дизайном там. Я просто занимаюсь своим любимым делом - дизайном ювелирных украшений. Думаю, я родилась с этим талантом. Наверное, я провела большую часть моего детства, примеряя мамины украшения - да и бабушкины, чего скрывать! Я до сих пор получаю то детское удовольствие от своей работы, хотя можно сказать, что теперь мне приходится мерить гораздо более дорогие украшения!»
Легендарная фирма Cartier была основана еще в середине ХIХ века Луи-Франсуа Картье в мастерских его бывшего работодателя Адольфа Пикара. Почти сразу же он прославился созданием украшений для богатых и знаменитых - среди его клиентов были принцесса Матильды, племянница Наполеона I, и императрица Евгения, супруга Наполеона III. Micheline Kanoui уважает и гордится этим почетным, но несколько скандальным наследием. Именно в парижской штаб-квартире Cartier, расположенной по адресу Rue de la Paix, 13, где сейчас у Kanoui ряд шикарных офисов с видом на Вандомскую площадь, Принц Уэльский произнес фразу, которая остается знаменитой и сегодня. «Картье, - заявил он, - это ювелир королей и король ювелиров». С тех пор имя Картье прочно связывают с расточительством и роскошью. Действительно, один индийский махараджа, гордый владелец 250 настенных и наручных часов Cartier, даже нанял специального человека, единственная обязанность которого заключалось в том, чтобы заводить все эти часы. Можно сказать, работа на полный рабочий день - все 24 часа в сутки.
Исключительная перфекционистка, Kanoui известна тем, что делает 300 эскизов, прежде чем дать официальный «зеленый свет» к выполнению конкретного изделия. Это значит, что для изготовления одного-единственного ювелирного изделия ручной работы иногда может понадобиться от года до восемнадцати месяцев. В определенном смысле, это неудивительно, если задуматься о том, что многие ее украшения ее дизайна будут стоить несколько сотен тысяч долларов США. В принципе, в большинстве бутиков Cartier настолько шикарная обстановка, что такая мелочь, как цена украшения, редко указана.
Отличительные черты работы Kanoui - быстрота и движение. «Сегодня женщины вынуждены все время двигаться, - поясняет она. - Они работают, водят автомобиль, путешествуют. Мои драгоценности должны обладать аналогичной подвижностью».
Для fluidity процесс производства начинается с разработки эскизов, начиная с чернового эскиза, на котором переданы все пожелания клиента, до подробного цветного эскиза, передающего ее окончательную интерпретацию. Что же, однако, служит источником ее вдохновения?
«Воображение всегда работает, оно настроено на окружающий мир и улавливает его сигналы, как радар. Никакой схемы работы не существует. Полный хаос - такое чувство, что без этого безумного возбуждения я не могу жить. Признаться, лучше всего я работаю, когда поджимают сроки. Чтобы в голове родилась идея, мне достаточно увидеть цветок или дерево, шагающего мужчину, красивую женщину - сгодится все. Когда вы постоянно готовы, когда ваши глаза открыты, вы непременно будете замечать удивительные вещи. Я немедленно понимаю, смогу ли использовать тот или иной образ в работе, нравится ли он мне. Это происходит импульсивно, по движению сердца - одна эмоции - хотя, конечно, потом возникает вопрос о цене украшения».
А что, по ее мнению, сказал бы о ее творчестве великий Луи Картье?
«Что ж, - она на мгновение задумывается. - Я работаю для этой компании уже почти четверть века, и мне кажется, что немного знаю его. Нужно научиться его понимать. Это почти как брак - ты входишь в чужую семью, и со временем она становится твоей».