Ювелирная компания De Beers известна многим, хотя, если встает вопрос о покупке бриллиантов , то покупатели обычно спешат к другим продавцам. А ведь в этом, по сути, огромная несправедливость. Мало того, что De Beers не уступит своей историей другим старинным ювелирным фирмам, и является одной из крупнейших компаний на мировом рынке (она контролирует 40% оборота алмазов), так ей принадлежит еще и заслуга вознесения бриллиантов на недостижимый олимп славы. Тогда почему же, так мало людей ценят изделия De Beers? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем взглянуть на эту необычную и многогранную компанию с разных сторон.
Кто они - добытчики алмазов или ювелирная фирма? Сейчас их деятельность по добыче и обработке - уже невозможно отделить одну от другой. А начиналось все в конце далекого 19 века, когда некто - по имени Сесиль Родс, сын английского приходского священника, человек, в те времена, маленький и неприметный, приехал в Африку, чтобы стать фермером. Но здесь его настигла опаснейшая болезнь под названием «бриллиантовая лихорадка» - это разновидность все той же хорошо известной «золотой лихорадки», только перед глазами у вас круглыми сутками стоит не «презренный металл», а сияющие камушки.
Вот только, удача девушка капризная, и Родсу, в поисках алмазов, сопутствовать не желала. Но, жизнь непредсказуема, занявшись поставками воды и других товаров для добытчиков, он скопил небольшое количество алмазов и создал компанию De Beers. Надо сказать, человек этот, по-видимому, был весьма скромным, так как нарек свое детище не собственным именем, а именем владельцев земель, на которых находили драгоценные камни. А, может быть, он просто пытался таким образом придать аристократизма своей фирме, воспользовавшись более известной в богатых кругах фамилией.
Дальше все было весьма прозаично, захватить мировой рынок и создать монополию по добыче алмазов - не составило труда, ведь большинство открытых тогда месторождений, находилось в Африке и тут же прибиралось к рукам монополистами. Ведь De Beers были первыми в этом сегменте, сулящем огромные перспективы. А конкуренты не имели возможности, не только выкупить открытые месторождения, но и вовремя узнать об их существовании. И, понятное дело, если ты не можешь полностью контролировать свое производство - от первого, до последнего момента, то тягаться с компанией, способной на это - просто не имеет смысла. Чтобы ювелирные фирмы не вздумали попытаться выйти на уровень De Beers и составить ему конкуренцию, владельцы компании все добытые камни раскладывали по темным коробочкам, и созывали от 100 до 200 своих богатейших клиентов, предлагая им купить такие наборы. Цену при этом могли установить абсолютно любую, ведь ограничена она была, лишь, аппетитами руководства. А куда было деваться остальным? Ведь, в другом месте ты нужных камней купить не сможешь, а перепродажа заветной коробочки, или ее содержимого, в неограненном виде - каралась по договору с поставщиком.
И, все-таки, такие магнаты - как De Beers, в определенный момент расслабляются и теряют былую хватку. Неожиданным конкурентом столь древней фирмы стал Лев Леваев, бывший, некогда, всего лишь одним из клиентов алмазодобывающей компании. А когда спохватились - было уже поздно, оказалось, что у того и копи собственные уже имеются, да и контракты с бывшими соратниками монополиста - заключены. Закатом De Beers это, конечно же, не стало, но больше половины рынка, они утратили.
И вот тут, можно усмотреть одну из ошибок сытого и грозного удава по имени De Beers. Они сделали основную ставку на добычу, считая, что на ювелирном рынке своего потребителя найдут всегда. А ведь были такие блестящие наработки! Чего стоит, лучший рекламный слоган ушедшего столетия: «Бриллиант - это навсегда». Это высказывание, в 1948 году, придумали в агентстве N. W. Ayers - эксклюзивно для De Beers. Компания пыталась показать и доказать, что бриллианты - это не столько роскошь, сколько показатель престижа и благородства вкуса. Это - не безделушка, но и не изделие для избранных. Даже если вы простая продавщица - бриллиантовыми серьгами в ушах, вы подчеркнете свое благородство. И задумка удалась, вот уже на протяжении 60 лет блеск бриллиантов является символом не только роскоши, но и вечной любви, а по всему миру теперь принято дарить обручальные кольца с этими изысканными камнями.
Но, наступивший кризис, можно назвать настоящим подарком для De Beers, как бы парадоксально это не звучало. Казалось бы, из-за кризиса спрос на предметы роскоши падает, но тут компания вспомнила про свой главный козырь - хорошую рекламу, и, вместо того, чтобы урезать расходы, она почти удвоила финансирование маркетингового отдела на конец этого года. Теперь драгоценные камни будут позиционироваться - как самое выгодное вложение денег, даже более надежное, чем сейф в банке. А значит, бриллианты - это надежно, тем более в такой нестабильной ситуации на экономическом поприще! Но вот добычу алмазов на 2009 год, все-таки, планируется сократить, ради удержания цены на подобные товары на прежнем уровне.
Так что, неприметная, казалось бы, компания De Beers, хоть и остается в тени на протяжении всей своей истории, но управляет всем бриллиантовым рынком и сердцами потребителей. Ее идеи в рекламе, вечны, как и камни, ею добываемые. И даже год создания - 1888, словно, призван олицетворять собой, что «Бриллиант - это навсегда!».
Ранинен Ирина