Молитва, состояние концентрации, погружение в медитативный транс - всегда были стремлением многих монахов и верующих мирян в различных мировых религиях. Люди стремились стать ближе к Богу благодаря постоянной молитве. В качестве помощи, а также счета молитв использовались четки, благодаря которым удавалось отключиться от суеты окружающего мира, и, перебирая узелки, зерна или бусины, погрузиться в молитву. Разумеется, четки не были самым простым инструментом в руках святых лиц: то, что постоянно находится в руках и привлекает внимание своим движением, стараются украсить, сделать показателем своего статуса, поэтому многие четки делались из полудрагоценных камней, украшались крестами и иконами с драгоценностями, несмотря на то, что изначально четки были очень простыми.
Самые первые четки были созданы в Индии во II веке до н.э., и с тех пор они плавно распространялись по Востоку, а позже пришли в Европу. В Индии четки служат для визуального изображения учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений. Именно брахманы, как таковой, положили начало использования четок для молитвы, а также основы их создания. В отличие от большинства религий, где четки сразу становились достоянием мирян, в брахманизме только жрецы имели право отсчитывать молитвы с помощью нанизанных на нитку плодов дерева рудракши. Это обосновывалось тем, что сами четки являлись бусами богов Солнца, которые даже жрецы не могли надеть на шею. Но хотя бы могли держать в руке, в отличие от простых смертных, которые не могли даже прикасаться к столь святой вещи. При этом можно отметить интересный факт - до появления молитв с помощью четок брахманы отмечали движение солнца и видимых созвездий.
Далее четки распространились севернее Индии и стали активно использоваться буддистами - согласно Ведам, сам Будда чётки не изобретал, а только лишь ассимилировал под свою веру и идеологию из истоков буддизма-брахманизма. В Ведах написано, что к Будде обратился индийский раджа по имени Рури, который был так обременен государственными делами, что не имел времени на молитвы. Рури отправил своего слугу к Великому Учителю с волновавшим его вопросом, на что Будда посоветовал слуге нанизать на нитку семена двух священных деревьев - «мыльного дерева» и «смоковницы» в количестве 108 штук (позже это число так и осталось святым для буддистов, и остальные четки делаются кратными ему) и отдать господину. Дабы господин в свободную минуту мог читать мантры, перебирая зерно за зерном, а когда государственные дела отвлекают его от погружения в нирвану, надевать четки на руку или в качестве венца на голову.
С венком ассоциируются четки и в католицизме - состоящие из 50 бусин, они служат для молитвы Розарий, что в переводе с латинского означает «венок из роз». Первое появление четок розарий относят к IX веку, а уже в XIII веке утвердилась основная форма, используемая до сих пор: заключенные в кольцо 5 наборов из 10 малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста. В христианстве четки появляются значительно раньше, еще в IV веке, однако создаются из совсем других материалов: если в буддизме и католицизме используются плоды и семена растений, дерево и камни, то первые христианские четки носят название вервица. И сделаны они в виде веревочки с узелками для неграмотных крестьян, чтобы они могли читать молитву необходимое число раз. Впрочем, первые вервицы не были замкнуты в круг, представляя собой всего лишь кусок веревки, а позже кожаную ленту с нашитыми на нее кусочками кожи - лествицу или лестовку (используется старообрядцами в качестве четок). И уже значительно позже появились каменные или деревянные четки с различным количеством бусин. В зависимости от молитвы, это может быть 10, 20, 30, 40, 50, 100, 120 или 150 бусин, но в миру наиболее распространены четки на 33 бусины - по числу лет, прожитых Христом. В современном христианстве четки вручают монаху на пострижении, а как и с каким напутствием - является таинством обряда.
Отдельно хотелось бы отметить мусульманские четки, которые делятся на два вида: из бусин и из нанизанных на нитку плоских квадратиков или прямоугольников - их еще называют перекидными. Такие четки получили широкое распространение у представителей горских народов Кавказа, в том числе, и у христиан. Однако в последнее время перекидные четки чаще всего производятся в местах лишения свободы и используются не для молитвы, а как атрибут «крутого» человека. Стоит отметить, что среди мирян молитвенное значение четок практически не используется, и четки все больше служат автомобильным аксессуаром или просто украшением.
Болотова Лёля