К стандартному набору ювелирных изделий, как правило, относятся кольца, ожерелья, серьги или браслеты. Однако не менее интересную нишу в этом изящном искусстве занимают драгоценные украшения для волос. Серебряная шпилька с алмазным бантом, гребень с золотым напылением, греческая диадема или заколка с топазами - в состоянии не только поддерживать великолепную прическу, но и придать особый шарм повседневному виду.
Шпильки и булавки
Шпильки - самое незамысловатое украшение для волос, они известны были еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Но, в отличие от современных заколок, имели весьма внушительные размеры и устрашающего вида острый наконечник. Основное тело шпильки выглядело как обычное шило, как правило, изготовленное из драгоценных металлов с применением чеканки. Самым интересным элементом являлась вершина, куда помещали символическую фигуру из металла, жемчуга, самоцветов и яркой эмали. Волосы считались не только женским богатством, но и неприкосновенной частью, в которой заключалась сила и практически вся информация о человеке. Таким образом, они нуждались в защите от посторонних неблагоприятных воздействий, в частности, от сглаза. А шпильки, инкрустированные определенными камнями и сакральными элементами, считались наилучшим оберегом. Например, в Древней Греции серебряные кольца протыкали золотыми спицами, создавая наисильнейший амулет, способствующий укреплению здоровья и продлению жизни. Были и животные мотивы - голова оленя с ветвистыми рогами, лошади, а также птицы и растения.
Начиная со средних веков вплоть до конца XIX столетия, этому украшению придавали уже статусный характер. Лишь богатые особы могли себе позволить драгоценную шпильку в волосах, и не одну, с россыпью самоцветов по несколько карат. В Алмазном фонде России хранится коллекция подобных украшений работы мастеров XVII-XVIII веков - например, бриллиантовый рог изобилия петербургского мастера Луи Дюваля. Букет серебряных и золотых цветов переливается блеском двух больших алмазов, окруженных россыпью более мелких. Тонкие стебли пучком выходят из «рога», украшенного также бриллиантами чистой воды. Не менее знаменитый ювелир Иероним Позье представлен в экспозиции шпильками-бантами. Шесть завитков украшения выполнены из серебра с прозрачными бриллиантами и обрамляют главный камень. Также есть интересная булавка для волос в виде пчелы с алмазными крылышками и рубиновыми глазами.
Гребень-гребешок
Гребень - одно из древнейших украшений для волос, по своей форме напоминает шпильки, но собранные в несколько штук, или расческу. Найденный при раскопках кургана Солохи золотой гребень, изображавший сцену борьбы трех воинов, археологи отнесли к IV веку до нашей эры. Оказалось, что это украшение является частью знаменитого золота скифов и одновременно свидетельством развитого ювелирного искусства в столь отдаленные времена.
Особенной популярностью гребни пользовались в сороковых годах XIX века, во времена пышных причесок и шиньонов. Верхняя часть украшения могла быть и в виде резных камей в золотых ажурных рамках, или бантов с драгоценными камнями . Придворные дамы умудрялись носить гребень как диадему, помещая его в прическу высоко надо лбом.
Известный французский мастер конца XIX - начала XX века Рене Лалик продолжил традицию предков изготавливать гребни для волос изумительной красоты. Его работы отличаются тем, что из неподатливых материалов, как панцирь черепахи, драгоценные металлы и камни, получались удивительные вещи, особенно точно передающие линии природных мотивов. Например, гребень «Орхидея», выполненный из рога и слоновой кости, достоверно передает цвет и нежность цветка, а его сердцевину представляет теплый топаз желтого оттенка. Гребень «Листья плюща» - это две перекрещенные веточки с уже осенними красными листьями, с тонкими прожилками, высеченными в черепаховой кости, и утренним инеем на стеблях в виде россыпи прозрачных бриллиантов. Это украшение также использовалось как тиара.
Все бриллианты для волос
Начиная с 1880 года в прическах женщин стали появляться булавки и броши, которые перекочевали в локоны с предметов одежды. Это были в основном бриллиантовые насекомые, цветочные мотивы, банты, звезды и сердца, которые, чаще всего, являлись держателем для модных в те времена плюмажей из тюля или страусиных перьев. Подобных украшений было много, и пышно взбитые волосы буквально переливались обилием драгоценных камней.
Мода украшать прическу драгоценностями просуществовала лишь до середины прошлого века. Однако ювелирный дом Chaumet решил возродить эту прекрасную традицию. На своей выставке украшений для волос, посвященной Неделе высокой моды в Париже, Chaumet продемонстрировали коллекцию традиционных для своего бренда диадем с прекрасным женским именем Жозефина (Joséphine), алмазных тиар из серии Le Grand Frisson. А броши в виде пауков и пчел с обилием ярких самоцветов и бриллиантов из серии Attrape-moi...si tu m'aimes перекочевали на локоны моделей. Также Chaumet предложили украшать волосы тонкими нитями ожерелий или браслетом из золота с бриллиантовыми подвесками, например, Multi Liens из серии Liens de Chaumet. Колье Le Grand Frisson из белого благородного металла с фиолетовым цветком-сапфиром в окружении ярких танзанитов и цаворитов прекрасно подчеркивает линию лба, придавая шарм и неповторимую особенность образу.
За последние сто лет женщины настолько отвыкли от украшений для волос, что приемлют подобное лишь на свадьбу или выпускной бал. Однако именно такое положение вещей дает все шансы, что драгоценная шпилька или заколка в волосах непременно выделит и привлечет внимание к такой интересной особе.
Елена Пондина