Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что 8 декабря на вечерние торги будет выставлено одно из самых значительных живописных полотен в стиле барокко из всех, что появлялись на рынке в последнее время.
«Святой Иоанн Богослов» кисти Доменикино (1581-1641) будет представлен вниманию коллекционеров в рамках вечернего аукциона Christie’s «Старые Мастера и живопись XIX века». Данная работа выставляется на торги впервые за последние 100 лет, а ее эстимейт составляет £7 - £10 миллионов.
Ричард Найт, руководитель международного отдела «Старых Мастеров и живописи XIX века» Christie’s: «Полотно Доменикино «Святой Иоанн Богослов» безусловно, станет жемчужиной любой коллекции. Это выдающийся шедевр кисти художника, которого современники считали достойным продолжателем традиций Рафаэля. Появление данной работы на аукционе впервые за последние 100 лет знаменует собой важный момент в истории арт-рынка и предоставляет коллекционерам уникальную возможность приобрести истинный шедевр».
Специалисты склоняются к мнению о том, что полотно было написано по заказу Винченцо Джустиниани (1564-1637), одного из самых известных коллекционеров XVII века, и стало одним из самых значительных пополнений его собрания, включавшего в себя, помимо прочих работ, 12 полотен Караваджо.
Масштабное полотно, размер которого составляет 2,5 на 2 метра, является интерпретацией сюжета фрески, которую Доменикино выполнил в самой большой барочной церкви Рима, Сант-Андреа-делла-Валле. На картине, написанной предположительно вскоре после завершения работы над фреской (около 1627-29), изображен Иоанн Богослов, который позднее станет героем одной из самых известных работ Доменикино - фресок в часовне святого Януария кафедрального собора Неаполя.
Впервые полотно упоминается в посмертной описи коллекции Джустиниани, составленной в 1638 году. Значимость полотна подчеркивает тот факт, что впоследствии оно было включено в большинство путеводителей XVIII века, а гравюру по его мотивам создал Жан Оноре Фрагонар.
Коллекция Джустиниани была раскуплена по частям в начале XIX века. Король Пруссии приобрел более 160 работ, которые вскоре стали частью собраний различных берлинских музеев. Другие работы из коллекции сегодня можно увидеть в лондонской Национальной галерее, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в венском Музее истории искусств.
«Святой Иоанн Богослов» был привезен в Лондон из Парижа около 1806 года Алексисом Делаханте. Изначально полотно было куплено членом британского парламента и выдающимся коллекционером Ричардом Харт-Дэвисом, а впоследствии - Филиппом Джон-Майлзом, который заплатил за картину невиданную по тем временам сумму 12,000 гиней. Помимо картины Доменикино в коллекцию Джон-Майлза входили работы Рафаэля. Полотно Доменикино было выставлено на аукцион Christie’s в 1899 году после смерти правнука Джон-Майлза и приобретено частным коллекционером, а на предстоящие торги выставляется его наследниками.
Доменикино (1581-1641) был одним из самых известных итальянских живописцев XVII века. В XVIII веке его полотно «Последнее причастие святого Иеронима», находящееся в Ватикане, считалось одним из лучших произведений мировой живописи, а самого художника сравнивали с Рафаэлем.
Доменикино был любимым учеником Аннибале Карраччи и работал его подмастерьем, когда тот расписывал палаццо Фарнезе в Риме. Вскоре Доменикино приобрел известность в качестве одного из самых выдающихся художников Рима и к нему начали поступать престижные заказы, среди них - сцены из жизни святой Сесилии для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, которые послужили источником вдохновения для Пуссена. В 1631 году Доменикино переехал в Неаполь, где выполнил серию потолочных фресок в часовне святого Януария.
Спустя три года ему пришлось покинуть город из-за ожесточенной зависти со стороны неапольских художников. Творчество Доменикино как выдающегося пейзажиста оказало неоспоримое влияния на целый ряд ведущих художников XVII века, в частности - на Никола Пуссена. Сегодня четыре пейзажа Доменикино находятся в парижском Лувре.