Работа Рембрандта будет выставлена на торги Christie’s

26 Сентября 2009

Работа Рембрандта будет выставлена на торги Christie’s Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что 8 декабря на вечерние лондонские торги будет выставлен шедевр кисти Рембрандта (1606-1669).

Поясной «Портрет мужчины», написанный в 1658 году, впервые с 1930 года выставляется на торги из выдающейся частной коллекции. Эстимейт картины, которая не появлялась на публике более 40 лет, составляет £18–25 миллионов.

Ричард Найт, руководитель международного отдела «Старых Мастеров и живописи XIX века» Christie’s: «Рембрандт - один из самых значительных европейских художников, оказавших влияние на развитие всей мировой живописи, и для нас большая честь выставлять на торги этот поистине выдающийся портрет, датируемый 1658 годом. Полотно не было доступно вниманию широкой аудитории начиная с 1970 года, и впервые за 40 лет будет представлено на предаукционном показе Christie’s, который пройдет в Лондоне с 4 по 8 декабря 2009 года. На эти же торги будет выставлено одно из самых значительных живописных полотен в стиле барокко из всех, что появлялись на рынке в последнее время - «Святой Иоанн Богослов» кисти Доменикино. Торги обещают стать знаковым событием в истории рынка живописи Старых Мастеров и привлечь внимание коллекционеров и музеев со всего мира». 

«Портрет мужчины», написанный в 1658 году, был создан художником в непростой период его жизни - Рембрандту пришлось продать свой дом и переехать, так как за два года до этого он был признан банкротом. К этому времени у художника уже сформировался стиль живописи, который современные критики называют «поздним» и для которого характерны все более смелая манера письма и пристальное внимание к передаче света, цвета и фактуры. Помимо данной картины, до наших дней дошла только одна работа Рембрандта, датированная 1658 годом, - «Автопортрет», на котором художник изобразил себя в развороте на три четверти, находящийся в нью-йоркском частном музее Фрик.

Размер полотна, на котором изображен подбоченившийся мужчина, с устремленным на зрителя взором, составляет 107,4 x 87 см. Краска нанесена на холст широкими мазками, за свободой которых угадывается продуманный подход настоящего мастера, уделявшего большое значение передаче светотени. Личность изображенного на картине персонажа на сегодняшний день остается неизвестной, хотя его необычный наряд красноречиво говорит о том, что в Амстердаме он находился проездом. Ранее полотно называлось «Портрет адмирала».

Портрет включен в каталог-резонэ художника, составленный искусствоведом Корнелиусом Хофстеде де Гроотом в 1916 году, также на это издание впоследствии ссылаются главные исследователи творчества Рембрандта на протяжении всего XX века. Недавно полотно впервые подвергли тщательному исследованию, которое провел профессор Эрнст ван де Ветеринг, член организации, созданной для выявления подлинных работ кисти Рембрандта (Rembrandt Research Project).

Первое описание портрета встречается в каталоге выставки, проходившей в Британском институте в Лондоне в 1847 году, на которую полотно предоставил коллекционер Джордж Фоллиотт. Его племянник выставил картину на торги 14 мая 1930 года, по результатам которых она ушла с молотка за £18,500 - очень существенную по тем временам сумму. Вскоре картину частным образом приобрел коллекционер Джордж Хантингтон Хартфорд младший, главный наследник сети супермаркетов «Atlantic and Pacific», на протяжении долгого времени считавшийся самым богатым человеком в мире. Он приобрел картину, когда ему было 20 лет, и говорил о ней как о «самом великом портрете кисти Рембрандта из всех, что я когда-либо видел». В 1958 году он передал картину в дар Колумбийскому университету, где она висела в президентском кабинете. Во время студенческих демонстраций 1968 года портрет переместили в хранилище, а в 1974 году продали частному коллекционеру (выручка от продажи была направлена в благотворительный фонд университета). В последний раз зрители могли видеть картину в 1970 году в рамках выставки «Рембрандт, 300 лет спустя», проходившей в Детройтстком университете искусств.

В рамках декабрьского аукциона на торги также будет выставлено одно из самых значительных живописных полотен в стиле барокко из всех, что появлялись на рынке в последнее время - «Святой Иоанн Богослов» кисти Доменикино (1581-1641). Данная работа выставляется на торги впервые за последние 100 лет, а ее эстимейт составляет £7 - £10 миллионов.

Специалисты склоняются к мнению о том, что полотно было написано по заказу Винченцо Джустиниани (1564-1637), одного из самых известных коллекционеров XVII века, и стало одним из самых значительных пополнений его собрания, включавшего в себя, помимо прочих работ, 12 полотен Караваджо.

Масштабное полотно, размер которого составляет 2,5 на 2 метра, является интерпретацией сюжета фрески, которую Доменикино выполнил в самой большой барочной церкви Рима, Сант-Андреа-делла-Валле. На картине, написанной предположительно вскоре после завершения работы над фреской (около 1627-29), изображен Иоанн Богослов, который позднее станет героем одной из самых известных работ Доменикино - фресок в часовне святого Януария кафедрального собора Неаполя.

Впервые полотно упоминается в посмертной описи коллекции Джустиниани, составленной в 1638 году. Значимость полотна подчеркивает тот факт, что впоследствии оно было включено в большинство путеводителей XVIII века, а гравюру по его мотивам создал Жан Оноре Фрагонар.

Коллекция Джустиниани была раскуплена по частям в начале XIX века. Король Пруссии приобрел более 160 работ, которые вскоре стали частью собраний различных берлинских музеев. Другие работы из коллекции сегодня можно увидеть в лондонской Национальной галерее, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в венском Музее истории искусств.

«Святой Иоанн Богослов» был привезен в Лондон из Парижа около 1806 года Алексисом Делаханте. Изначально полотно было куплено членом британского парламента и выдающимся коллекционером Ричардом Харт-Дэвисом, а впоследствии - Филиппом Джон-Майлзом, который заплатил за картину невиданную по тем временам сумму 12,000 гиней. Помимо картины Доменикино в коллекцию Джон-Майлза входили работы Рафаэля. Полотно Доменикино было выставлено на аукцион Christie’s в 1899 году после смерти правнука Джон-Майлза и приобретено частным коллекционером, а на предстоящие торги выставляется его наследниками.