Аюрведа является древнеиндийским учением о сохранении и восстановлении здоровья человека, существование которого, по мнению учёных, насчитывает уже более шести тысяч лет. В переводе с санскрита (древнеиндийского языка) данное понятие означает «знание жизни». Что ж, достаточно «самоуверенное» название для науки, однако это знание, передаваясь из поколения в поколения и из уст в уста, мало чем отличается от сегодняшних представлений об общих принципах лечения и профилактики различных заболеваний.
Основные принципы
Если предмет исследований Аюрведы обозначить как можно более ёмко, то можно сказать, что эта наука учит созданию гармонии между телом, душой и психикой человека. Помочь человечеству достичь подобного равновесия, как полагают поклонники древнеиндийского учения, и пытаются последователи Аюрведы, использующие принципы этой науки в своей практической деятельности. Кстати, всего насчитывается шесть основных аюрведических направлений, которые называются принципами равновесия:
- Правильное питание, способное приводить в норму все части души и тела человека.
- Индивидуально подобранный, сбалансированный с потребностями человека образ жизни (в том числе физические нагрузки).
- Лекарства, изготовленные из природных компонентов.
- Панча-карма - очищение всего организма по старинным методикам, способное выводить всё токсическое или «невостребованное».
- Травяные настои, которые используются как для лечения различных болезней, так и для их профилактики.
- Марма - воздействие на специальные точки, расположенные на поверхности человеческого тела и отвечающие за функционирование тех или иных органов.
Это учение было актуально многие тысячелетия, и каждый раз целители всех времён и народов адаптировали его, использовали в своей практике и даже делали новые открытия, опираясь на вышеперечисленные принципы. Так, на аюрведическом знании жизни строили свои теории Гиппократ, выделивший четыре типа темперамента (которыми до сих пользуется современный мир) и Авиценна, практиковавший диагностику заболеваний по характеристике пульса.
Если человека беспокоит какой-либо недуг, то в первую очередь следует разобраться в его причине, а не лечить возникшие симптомы. Сначала идёт причина, а затем следствие, но не наоборот! Именно это и лежит в основе Аюрведы - поиск причины заболевания. Причём лечение этой причины должно быть неотъемлемым от духа самой природы. Говоря современным языком, терапия любой болезни наиболее эффективна тогда, когда в методах лечения используется положительная энергия окружающей среды. Остаётся лишь удивляться мудрости древнеиндийских врачевателей, ведь разве не об этом мы сегодня говорим, когда, пройдя этап поклонения антибиотикам и химиопрепаратам, теперь прославляем гидротерапию (лечение водой), соляризацию (лечение солнечным светом), фитотерапию (лечение травами) и многое другое, основанное на исцелении естественными силами природы?
Учение о дошах
Связь между душой, телом и психикой помогают осуществлять три доши, имеющиеся у каждого человека. Вата-доша - это главный контролер равновесия, дирижирующий движением всего, что есть в организме (кровоснабжение, нервные импульсы, пища и прочее). Питта-доша отвечает за обмен веществ, инстинкт уверенности и чистоты. Капха-доша обеспечивает внутреннюю безопасность, поддерживая структуру и форму тканей.
В Аюрведе этим дошам соотносятся основные человеческие типы: тип Вата соответствует людям астенического телосложения, тип Капха - наличию избыточного веса и тип Пита - усреднённому состоянию между двумя первыми типами.
Выделенным типам личностей соответствуют и определённые недуги. Типу Ватта присуща боязливость, неуверенность в себе, что способствует возникновению нервных расстройств и болезням костно-суставного аппарата. Типу Питта характерен гнев, ненависть, ревность, что в свою очередь приводит к заболеваниям тонкого кишечника, печени и желчного пузыря. Тип Капха предрасположен к жадности, лени и зависти, а это чревато болезнью лёгких.
По Аюрведе, всё реализуется именно в такой зависимости: сначала эмоции, затем болезни. Отрицательные эмоции разрушают человеческую психику и её связь с физическим телом. Поэтому они и приводят к патологиям, вызывая сначала душевную, а затем и физическую боль и различные болезни. По этой причине, по мнению древних индийских знахарей, очень важно сохранять баланс между эмоциями, телом и социумом. Как известно, современные знания о биохимическом и нейрогуморальном влиянии того или иного психологического состояния на органы и ткани полностью подтверждают это гипотезу.
Жигула Андрей