Есть ли руководитель, который не хочет использовать потенциал свих подчиненных хотя бы на 99%? Который считает, что вы прекрасно выполняете свою задачу (справляетесь удачно и в срок) и достойны иметь свободное время, которое можете посвятить семье, хобби, изучение чего-то нового или восстановлению чуть подзабытого? Лично я таких не знаю. Обычно начальство ориентировано немножко в другую сторону: выжать сотрудников до сухих отходов, лишить желаний и стремлений жить вне работы, использовать по полной и до победного финала. До пенсии, то есть.
Для того чтобы превратить живого человека в складно функционирующего робота со стопроцентным КПД, нужны специальные хитроумные уловки.
Хитрость первая, затратная. Тренинги для персонала. Не каждый руководитель обладает редким даром гипноза. Да что там! Не каждый руководитель умеет изложить свои мыслишки доступным языком!
Так вот, начальники имеют свойство нанимать специально обученных людей, которые и дрессируют вверенный им персонал. Иногда такой доморощенный Фрейд-Карнеги-Юнг получает постоянное место в офисе. Иногда специалиста приглашают извне, на несколько занятий. Чаще всего организуется самовывоз на территорию гуру. Там вам будут тыкать пальчиком в лицо («Давайте только по именам! Меня зовут Светлана! Я - не неудачница! Я знаю, чего хочу! Я знаю, что нужно тебе!»), кричать ОЕЕЕЕЕЕ!!! (это очень слабая попытка передать звук) и лезть в душу и профессиональные планы. Будут заставлять на протяжении десяти-двенадцати часов с перерывом на кофе-брэйк принимать участие в откровенно дебильноватых ролевых игрищах (тренер с гордостью сообщит, что именно он/она автор этого кошмара). Можно не быть патологическим славянофилом, чтобы понимать - все бессовестно скачано с зарубежного интернета и плохо переведено на родной и могучий. В конце театрализованного действа с вашим участием вам выдадут бумагу с надписью «Сертификат», в которой будет сказано, что вы личностно подросли, так как прошли специализированный тренинг. Все, что вы сами думаете по этому поводу, не в счет, потому что фирма деньги платила? Платила. Теперь пора отрабатывать.
Хитрость вторая, подлая. Невыплата заработанного или комиссионные. Когда жаль отдавать деньги тренеру (да и вообще их жаль отдавать), а приступов трудолюбия у персонала хочется, тогда можно воспользоваться давним изобретением, еще начала 90-х годов. Схема проста до колик: деньги, которые сотрудник заработал в поте лица, ему не отдавать. Нет, ну обещать, конечно, что отдадите, но не отдавать. И постоянно держать запасик из личных средств сотрудников, как якорь, - чтобы не плюнули и не уволились.
Хитрость третья, финансово аргументированная. Занимаешь чужие деньги, а отдавать нужно свои. В общем, кредитик на образование детям, поручительство под ипотеку, социальные стандарты и медицинская страховка. С одной стороны, конечно, неплохо. А с другой - что можно ждать от жизни, кроме выплаты процентов и труда на тростниковой плантации, тьфу, в организации?
Хитрость четвертая, эмоционально зависимая. Мой коллектив - моя семья. Бухгалтер всем как мать, секретарши, как сестрички, шеф - понятно, отец родной. Все праздники вместе, все похороны - тоже. Все за все в ответе, всем все интересно и все всем сочувствуют. Не жизнь, а сериал. И никакой личной жизни. Зато люди подсаживаются на иглу «всеофисных родственных отношений» и не представляют себя в реальном мире. Поэтому и перед суровым отцом-боссом выслужиться стараются - чтоб на злую и страшную улицу не выгнал. Любовно взлелеянный инфантилизм.
Хитрость пятая, гендерная. Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет... Женщинам гораздо труднее доказать, что они тоже имеют мозг в черепной коробке. И все это не потому, что женщины от природы тупы, а потому, что в обществе старинная традиция так считать. Завлеките женщину в гендерные игры, заставьте ее доказывать, что она человек - все, квалифицированный сотрудник вам обеспечен.
Хитрость шестая, обнадеживающая. Свет в конце тоннеля. Все очень просто: обещайте, обещайте, обещайте. Особенно налегайте на посулы повышений по службе, премий и подарочных поездок куда-нибудь к океану. Вы не собираетесь это выполнять? Успокойтесь, кто здесь говорил «выполнять»?
Наталия Руденко