Мы их любим. Мы их ненавидим. Мы мечтаем научиться носить шарфы так же элегантно, как это делают они. Кажется, будто француженки наделены врожденным чувством безупречного стиля, что и превращает их в объект зависти американок и европеек - они покупают одежду тех же брендов (иногда в точности такую же) и удивляются, что в этой одежде они автоматически не превращаются в Катрин Денев.
Надо сказать, многие бренды научились использовать эту зависть и желание подражать и обращать ее в свою пользу. Так, Bourjois не так давно выпустил в США косметические наборы под названием «Французский шик без усилий»; маленькое черное платье, сегодня составляющее основу гардероба любой женщины, создано под влиянием оригинального дизайна французских кутюрье Коко Шанель и Юбера де Живанши; а Мирей Гильяно превратила роман француженок с красным вином, сыром и прочими гастрономическими изысками в бестселлер.
Впрочем, французский шарм едва ли можно заточить во флакон духов, передать изысканным кроем платья или выразить пикантным вкусом соуса.
«Фирменный французский стиль - естественность и легкость, - считает автор книги «Шик в Париже» (Chic in Paris) Susan Tabak. - Француженки не зациклены ни на своей прическе, ни на макияже, ни на одежде. Они как будто играют с модой и получают от этой игры удовольствие, в отличие от американок, для которых хорошо выглядеть - тяжелая работа».
Кроме того, француженки реалистично оценивают свою внешность и умеют использовать ее на 110%. А вот за модными тенденциями они не следят.
«Этот стиль кажется исключительно небрежным, - говорит представитель Bourjois Celine Kaplan, в прошлом парижанка, а ныне обитательница Нью-Йорка. - У нас еще нет развитого «культа знаменитостей», поэтому мы не равняемся на звезд, которые нередко вообще не могут похвастаться вкусом».
Француженки больше доверяют мнению профессионалов (дизайнеров и стилистов), но чаще всего полагаются на собственный вкус и инстинкт.
«Француженки не стараются походить на кого-либо, их идеал - они сами, - считает истинная француженка Nathalie Rykiel, дочь известного дизайнера Sonya Rykiel. - Они знают себе цену и максимально используют природные данные. Для них соблазнительность - это не внешняя красота, а притягательность яркой личности».
Susan Tabak непохожа на американок, увидевших рекламу Prada и немедленно бросающихся покупать товар, чтобы походить на девушку с рекламы: «В этом нет ничего плохого, но эта охота за трендами так напрягает».
Наследие стиля
Иконы стиля, которых почитают во Франции, - это не смазливые девушки с обложек, лица которых забываются через неделю. В шорт-лист кумиров француженок входят легендарная дизайнер Коко Шанель, актрисы Катрин Денев, Брижитт Бардо и Джейн Биркин, в честь которой названа вожделенная сумочка Hermès. Из молодого поколения француженки доверяют вкусу дочери Биркин и Сержа Гейнсбура Шарлотте Гейнсбур, Ванессе Паради и Одри Тоту.
По словам Kaplan, вам придется приложить немало усилий, чтобы найти француженку, которая носит облегающие джинсы только потому, что их навязывают в каждом модном журнале. И никто не одевается с головы до пят в одежду от одного дизайнера: «Комбинируйте, экспериментируйте, носите винтаж».
Правда, у француженок тоже есть любимые модные марки, например, Chanel, Yves Saint Laurent и Christian Dior, но поскольку они покупают только вещи, соответствующие их индивидуальному стилю, на покупке одежды они не разоряются, даже покупая самые дорогие и эксклюзивные наряды. Кроме того, у француженок больший выбор небольших магазинчиков, где можно приобрести стильную одежду за небольшую цену. «Недорогих брендов даже больше - тут огромное количество марок вроде Zara и H&M. В их магазинах можно найти классные вещи почти за бесценок», - замечает Kaplan.
Впрочем, статьи расходов француженок и американок не сильно отличаются. Пожалуй, главное отличие - в отношении.
«Парижанка старается выглядеть ухоженной и собранной. Она носит только то, что ей идет, что подчеркивает ее достоинства, и никогда не тратит больше, чем позволяет бюджет, - утверждает Мирей Гильяно, недавно закончившая работу над книгой «Парижанка» (Parisienne) - дифирамб жительнице французской столицы, популярное исследование жизни француженок в ХХ веке.
Гильяно, автор книг «Почему француженки не толстеют» (French Women Don't Get Fat) и «Француженки на все времена года» (French Women for All Seasons), уже давно является исполнительным директором люксового конгломерата LVMH, заявляет, что француженки очень упрямы и терпеть не могут советов и замечаний относительно их стиля или внешности.
«Стильные француженки прекрасно знают свои сильные стороны и используют их, - считает Гильяно. - Вы никогда не задумывались обо всех этих рыжеволосых женщинах на парижских улицах? Кричаще яркий цвет волос - часть их уникального образа, которая, к тому же, недорого обходится».
«А вот американки никогда не экономят на красоте и стараются купить все самое лучшее и модное, даже если речь идет о товарах класса «люкс», - делится наблюдениями Amy Tara Koch, редактор рубрики «Стиль и красота» веб-сайта iVillage. - Американок даже удивляет излишняя практичность француженок в этом вопросе».
«Американок смущает превосходство и высокомерие француженок. Они часто спрашивают: «Чем, интересно, этой мадемуазель не нравятся мои джинсы со стразами?», - говорит Koch. - А парижанки гордятся своей элегантностью и считают дурным вкусом носить в городе кроссовки или шорты , даже если это очень, очень модно».
Загадка шарфа
В основе гардероба француженки - классические силуэты с шикарными изысканными аксессуарами (вот уж на что они не жалеют денег), например, сумочкой из крокодиловой кожи или шарфом от Hermès.
Кстати, о шарфе.
Почти все женщины, опрошенные при подготовке этой статьи, говорили о шарфе как о метафоре французского стиля. Эта деталь гардероба превращает повседневную одежду в шикарный наряд, при этом не выглядит нарочито, а только стильно и естественно.
«Честно говоря, в шарфе я чувствую себя идиоткой, - признается Koch. - Предпочитаю пашмины и шали - даже собираю их - но французы помешаны на шарфах».
«Носить шарф француженка начинает уже в юности, это умение как будто заложено в ее генах и передается из поколения в поколение, - считает Robin Adelman, директор бутика Hermès в универмаге на Madison Avenue. - Шарф - самый популярный подарок девушке на восемнадцатилетие».
«Шарф - неотъемлемая часть гардероба француженок. Для них шарф - все равно, что футболка для американок. Не стоит относиться к этому слишком серьезно», - добавляет Adelman.
Если француженки к чему и относятся серьезно, так это к прическе, маникюру и уходу за кожей.
«Американки в основном пользуются только солнцезащитными средствами , а у француженок есть целый ритуал наведения красоты, - говорит Beth DiNardo, главный менеджер американского филиала французской косметической компании Darphin. - Француженки более озабочены уходом за кожей, чем макияжем. Они тратят деньги не на декоративную косметику, а на самые лучшие средства для ухода за кожей. Француженки не стремятся превратиться в писаных красавиц - они хотят только сохранить то, чем наделила их природа. Косметикой они пользуются изредка, в особых случаях».
DiNardo также говорит, что уход за кожей для француженок - скорее отдых и удовольствие, чем необходимость.
На встречу с американскими журналистами в 9 утра (встреча была посвящена презентации фирменного аромата) Натали Рикель пришла в эффектном черном платье, а ее губы были накрашены ярко-красной помадой - в Америке такой образ был бы более уместен на вечеринке в Манхеттене.
По словам Рикель, француженка никогда не спрашивает у зеркала, кто на свете всех милее, потому что и так знает ответ.
«Жизнь во Франции течет более размеренно, - говорит Koch. - Поэтому
француженки не спеша продвигаются к своему идеалу - идеальной внешности,
идеальному саду или дому. Каждый день они проживают с удовольствием - делают покупки,
накрывают на стол, выбирают лучшее вино и сыр, встречают своих мужчин».