Кринолины - есть ли у них будущее?

15 Апреля 2010

кринолиныКринолин - конструкция, созданная для коррекции женской фигуры в соответствии с текущими модным тенденциям. Так было раньше. А сегодняшняя мода не так строга и намного более демократична. Она уже давно не предписывает, а рекомендует. И в наше время, кринолин, кроме как в свадебных и вечерних платьях, можно увидеть разве что на неделе высокой моды. Уж слишком непрактичен такой подъюбник в сумасшедшем ритме современной жизни.

Но, несмотря на то, что массовая мода на кринолин ушла безвозвратно, юбки, форма которых определяется кринолином, с завидной постоянностью появляются в коллекциях кутюрье. И речь не только о вечерних платьях. Нижняя юбка-каркас используется и в широких мини-юбках и в платьях с завышенной талией, и в длинных юбках, широких, благодаря кринолину, вверху и сужающихся к низу, и даже в пальто. Только в коллекциях осенне-зимнего сезона 2009-2010 кринолин можно было наблюдать на показе мод таких домов, как Chanel, Elie Saab, Christian Lacroix, Valentino и другие.

кринолиныНа протяжении времени его существования, форма, длина и ширина кринолина менялись под влиянием моды много раз. А с чего же всё начиналось?

Впервые коррекционный каркас появился в конце XVI века в Испании. Назывался он «вертугадо» и был создан вовсе не для того, чтобы подчёркивать женственность дамской фигуры, а для того, чтобы скрыть её естественные формы. Широченные бока юбки поддерживались металлическими обручами, на которые плотно натягивалась ткань.

Вполне понятно, что такая антиплотская ненатуральность одежды, продиктованная в первую очередь, строжайшим испанским католицизмом, не могла удержаться надолго. В первой половине XVII века Голландия, с её тягой к простоте и скромности, оказывает большое влияние на европейскую моду, и юбки на металлических обручах уступают место простым, естественного покроя платьям. Однако же, пора естественности быстро заканчивается, и концу XVII века юбки снова застывают - французский двор, находящийся под влиянием испанской моды, вводит металлический каркас. В скором времени вертугадо делают уже из дерева или китового уса. Во Франции подобный облегчённый вариант называется отныне «панье», в Германии - «фишбайн», а в России - «фижмами».

Начало XVIII века - переходный период между барокко и рококо - приносит с собой новые восточные тенденции. В моду входят мягкие, нежные, ниспадающие ткани, их свойства определяют фасон одежды, и застывшая на обручах юбка уходит в прошлое. На этот раз навсегда.

кринолиныНа смену последующим периодам увлечения античностью, позднему рококо и стилю ампир с его модой на ниспадающие, с завышенной талией платья приходит романтизм. Тонкая талия снова входит в моду, а вместе с ней возвращаются корсет и широкая юбка. Для обеспечения модной пышности, простых нижних юбок уже недостаточно. И вот, в 1850 году в нижнюю юбку вшиваются стальные или китового уса широкие обручи - на свет появляется кринолин.

Кринолины изменяются и модернизируются, и вскоре уже существует множество их разновидностей: пышные и повседневные, кринолины на помочах - для платьев с завышенной талией, кринолины со шнуровкой сзади, которые при затягивании превращаются в фижмы и так далее. К концу XIX века равномерно широкая юбка выходит из моды, и популярность кринолина падает. В моду входят высоко присборенные сзади юбки с воланами и шлейфом, а вместе с ними турнюр - подушечки, подкладываемые под юбку сзади.

И, тем не менее, несмотря на недолгое время существования, кринолин - самый простой, лёгкий и эффективный способ расширить юбку до желаемых размеров и выделить талию. И именно поэтому он не забыт, как например, вертугадо, фижмы или турнюр, а широко используется в моде и в наши дни.

И если сегодня гигантские, диаметром в два метра конструкции, применимы разве что в свадебном платье, то небольшой, коротенький и аккуратный кринолинчик, как основа коктельного платья, будет вполне к месту во многих ситуациях.

Ева Шмидт