Норковая шуба всегда являлась символом роскоши. Приятный на ощупь пушистый мех в любом виде оседает на туалетах, и даже в оторочке на платье придает особый статус наряду. С этой сомнительной с точки зрения борцов за права животных красотой сражается организация PETA. Уже много лет идет мощное противостояние, в котором тесно сплетены активисты, защищающие животных, дизайнеры, предлагающие одежду из меха, и люди, примыкающие либо к одному, либо к другому лагерю. Норка в этой истории занимает особое место.
Слова и дела
Американская организация PETA (People for the Ethical Treatment of Animals - «Люди за этичное обращение с животными») начала борьбу с ношением натурального меха в 1980 году. Акций с яркими слоганами было много. К ним привлекались знаменитости, солидарные с активистами, и обыватели заражались положительным примером. Какие-то были более успешными, другие - менее. Но, так или иначе, PETA внесла свой вклад, благодаря которому выделилась масса людей, уже не считающих норковую шубу непременным стандартом роскоши.
В 1993 году маленьким, но важным достижением организации, стало прекращение производства зимних наушников из норки компанией Brooks Brothers. В том же году фирма Early Winters, видимо, вдохновившись примером коллеги по модному цеху, закончила выпуск изделий из любого меха.
В 1995 году тогда еще супруги Ким Бэссинджер и Алек Болдуин, заручившись общественной поддержкой, обратились к американскому правительству с просьбой принять меры против поставки норковых шуб в другие страны. В 2006 году певица Мэрайя Кери демонстративно сдала в PETA две роскошные шубы, которые ей подарили поклонники.
В течение всего этого времени и до сих пор организация привлекает знаменитостей для участия в акциях с громкими названиями. В 1991 году впервые появились плакаты, пожалуй, с самым известным протестом «Лучше ходить голым, чем носить мех». В 2008 году стартовала программа, взявшая за основу звонкую рифму. Она призывала потребителя оставить пушистому зверьку его мех, украшая себя чем-то другим, например - татуировками . «Ink, not mink» или «Чернила, а не норка», - и сегодня гласят плакаты с разрисованными звездами.
Но не все знаменитости столь сознательны. Многие не способны противостоять искушению выйти на красную дорожку в короткошерстном пушистом жилете, палантине или шубе.
Непослушные звезды
Среди светил шоу-бизнеса есть те, кто никогда не скрывал своей любви к меху. В их числе Дженнифер Лопес, Ева Лонгория, Рианна, Линдси Лохан, сестры Олсен и многие другие. Особенно сильным раздражителем для PETA являются Элизабет Херли и Наоми Кемпбелл. Херли была лицом компании по производству шуб из черной норки Blackglama, а с «черным лебедем» ситуация особая и неоднозначная. Кемпбелл, в течение пятнадцати лет участвовавшая в кампаниях PETA, сегодня рекламирует самые дорогие меха.
Подробных «нерадивых» знаменитостей стараются каким-то образом высмеять, пародируя их, а также ежегодно составляя списки «самых дурно одетых звезд». К примеру, на первом месте в 2010 году обосновалась Кэтрин Зета Джонс. Она попала в поле зрения PETA из-за черной норковой шубы, которую активисты поспешили обозвать «старушечьей и безвкусной».
Пушистые тренды
Любовь к меховым изделиям подпитывается дизайнерами, регулярно презентующими новые модели одежды и аксессуаров. В сезоне осень-зима 2010/2011 палантины из норки появились в дефиле Derek Lam, пальто предпочел Jean-Paul Gaultier. Кутюрье наших дней не перестают играть с возможностями данного меха и его непререкаемым высоким статусом.
Есть модельеры, отказавшиеся от использования натурального меха в своих коллекциях, например, Стела МакКартни, много лет поддерживающая PETA. Но в целом индустрия от сезона к сезону награждает меховые детали ярлычком must have, которому уже не способны сопротивляться «жертвы моды». Круг замыкается, а противостояние продолжается.
Всегда были, есть и будут те, кто носит меха. Одни мотивируют это невыносимыми холодами, другие делают из них стильный аксессуар вне провозглашенных тенденций. А борцы от PETA, в свою очередь, не перестают обливать кроваво-красной краской норковые шубки. Таким способом они напоминают их владельцам о не слишком красивой истории, давшей рождение этой, несомненно, роскошной детали гардероба.
Евгения Жиркина