Одна из популярных фольклорных средневековых песенок повествует о неверной возлюбленной, покинувшей своего жениха. Называется песня «Зеленые рукава», поскольку именно такая деталь в Англии XVI века считалась элементом одежды женщин легкого поведения, по аналогии с травой, которая оставляет следы на платье после свободной любви. Современные наряды не вызывают столь прямолинейных ассоциаций, однако значение цвета одежды по-прежнему велико, в первую очередь - для оценки психологического состояния человека.
Теплая гамма
Восприятие того или иного цвета одежды как определенного символа, послания окружающему миру исторически характерно для большинства культур. В настоящее время зависимость оттенков гардероба от эмоционального состояния доказана научно. Широкую известность получила теория Макса Люшера, который разработал специальный тест для оценки и интерпретации цветовых предпочтений. Подобные исследования проводились российскими психологами В.В. Кучеренко и В.Ф. Петренко, американским исследователем Бертольдом Шварцем и другими учеными.
Так, красный цвет вызывает ассоциации со страстью, огнем, кровью. Неслучайно многие племена аборигенов Австралии, Америки, Африки перед схваткой с враждебными соседями раскрашивали тело и лицо оттенками красного. В то же время он традиционно считался символом власти. Например, в Византии право носить пурпурные сапожки имела исключительно императрица. Человека, предпочитающего одежду с преобладанием красного, можно охарактеризовать как волевого, сильного, но одновременно - вспыльчивого и неуравновешенного.
Желтый - неоднозначный цвет. С одной стороны, это солнечные лучи и блеск золота, поэтому довольно часто одежда таких оттенков являлась отличительным признаком знатных особ (например, китайские императоры носили халаты желтого цвета). Но одновременно с этим, желтый - цвет осенней листвы, болезней. В средневековой Европе, например, крест желтого цвета обозначал чуму. Психологи же утверждают, что выбор одежды с преобладанием желтых тонов свидетельствует об общительности, энергичности, любопытстве, оптимизме и коммуникабельности.
Оранжевый - это цвет мечтателей, творческих натур и фантазеров, а розовый обычно ассоциируется с любовью и нежными чувствами. Оттенки коричневого цвета в одежде символизируют стремление к стабильности и комфорту, но и отвергается он довольно часто, особенно молодыми людьми, которые предпочитают более яркие тона.
Холодная гамма
Синий цвет олицетворяет массу положительных качеств - верность, доброту, честность, постоянство. В некоторых странах Ближнего Востока считается, что дверь, которая выкрашена в синий цвет, препятствует проникновению в дом злых духов. Любовь к синему цвету в одежде - свидетельство скромности, иногда - неуверенности в себе. Причем при заболеваниях или усталости потребность в оттенках синего обычно увеличивается.
Зеленый цвет - символ расцвета, юности, надежды. В некоторых случаях он был и признаком безудержного веселья - недаром в средние века зеленую одежду носили шуты. Иногда зеленый свидетельствует о печали и грусти - как, например, в Иране (где кладбище называется «зеленый дом»). По утверждению психологов, выбор одежды зеленого цвета говорит о стремлении к самоутверждению, эмоциональности и упорстве, которое граничит с упрямством.
Ахроматическая гамма
Традиционно черный цвет вызывает ассоциации с несчастьем, горем, бедой. Вместе с тем, у некоторых народов он является признаком сексуальной привлекательности - например, в африканских племенах женщины с очень темной кожей считаются хорошими любовницами. Преобладание в гардеробе одежды черного цвета, по утверждению психологов, говорит о неуверенности в себе, пессимистичном восприятии действительности, склонности к депрессии и агрессии.
Белый цвет - свидетельство добродетели, невинности, радости, чистоты. Еще с античных времен он символизировал отрешенность, стремление к высшему знанию. Именно в белых одеждах обычно изображаются праведники и ангелы. Однако этот цвет может олицетворять и пустоту, тишину, поэтому во многих странах белый - оттенок траура. Выбор одежды белого цвета говорит, с одной стороны, о желании не выделяться и быть незаметным, с другой - о подсознательном стремлении занять более высокое положение в обществе. Практически то же самое, по утверждению психологов, можно сказать и о людях, выбирающих серый цвет в одежде . Они боятся громко заявлять о себе и стараются оградить собственный внутренний мир от внешних обстоятельств.
Цветовые предпочтения могут меняться в течение жизни - в зависимости от возраста, богатства жизненного опыта, восприятия себя и окружающей действительности. Как бы то ни было, не стоит бояться экспериментировать с цветом гардероба - это отличный способ раскрасить серые будни оранжевым настроением, а черную зависть превратить в голубую мечту.
Дарья Цветкова