Во всех отраслях человеческой жизни есть явления культовые, на все века. О них не просто помнят - о них не забывают. Ими не только восхищаются, их боготворят. Обладание культовой вещью делает владельца человеком особенным, значимым. Приближенным к вечности.
Есть подобные вещи и в сугубо земных, даже приземленных, предметах быта - в посуде, в светильниках, в оконных витражах. Культовость в обыденности проявляется тогда, когда обыденности коснулось дыхание творца - мастера-стеклодува. И, конечно же, мы говорим о шедевре - легком, хрупком, нежном, прекрасном. О муранском стекле.
Итак, что это такое - муранское стекло (murano glass)? Своим названием стекло обязано острову Мурано, который находится в Венецианской лагуне, и издавна любим венецианцами.
Эпоха прекрасного стекла началась в Венеции, но в 1291 году городской совет решил вынести мастерские на остров Мурано, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов и избавиться от пожаров, которые постоянно вызывались опасным для города стеклодувным производством.
Стеклодувы получили неслыханные привилегии - дочерям стеклодувов даже не возбранялось сочетаться браком с венецианцами голубых кровей, но к мастерам применили жесткие меры - их лишили права выезда.
За века на Мурано сформировалось множество кланов стеклодувов. В каждой мастерской - свои секреты дутья и верчения. Секреты мастерства здесь принято передавать исключительно по наследству, а поступить в обучение к муранскому мастеру практически невозможно. Те цеха, которые демонстрируют свою работу любопытствующим туристам - мало, что показывают на самом деле. Составить впечатление о настоящей работе стеклодува по фото, аудио и видео «Запискам путешественника» невозможно.
Как все происходит? Все стекло в мире (имеется в виду потребительское) ныне изготавливается автоматически из кварцевого песка. А муранское стекло, несмотря на века промышленных революций, на развитие технологий, изготавливается исключительно ручным способом. И в этом его эксклюзивность - в дыхании мастера, в ритме пульса, который оставляет чуть заметные волны на поверхности горячего мягкого стекла, в бликах восторга, в яркости и свежести красок. Изделие будет ЕДИНСТВЕННЫМ. Как бы мастер ни хотел повторить что-либо, он просто не сможет - нюансы этой, пусть и небольшой разницы, будут заметны глазу внимательного наблюдателя.
Процесс выдувания происходит так же, как и тысячу лет назад. Мало что изменилось: и инструменты, и одежда, и настроения, и даже слова остались теми же... Мастер берет железную трубку, на треть покрытую деревом (чтобы не обжигать руки) и с мундштуком на одном конце, и грушевидным утолщением для набирания стекла - на другом. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... Появляется шарик, который может стать и изысканным украшением, и суровой в своей простоте тарелкой, и частью уникальной люстры, и волшебным зеркалом.
Особенности муранского стекла. Славу муранским мастерам принесла, прежде всего, стеклянная вить (филигрань): на изделие навиваются тонкие белые нити из опалового стекла. Скрученные спирально нити составляют бесконечно разнообразные сплетения. Отличает муранские изделия и техника миллефиори (тысячи цветов), когда мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавляются в наружную поверхность стекла. Для изготовления цветного стекла применяются окиси цветных металлов. Зеленый цвет дает окись железа, зеленый или красный тон - окись меди. Синий цвет получают при помощи кобальта, рубиновый оттенок дает примесь золота.
За века работы муранские мастера разработали массу способов сделать стеклянную массу шедевром. Благодаря преемственности поколений - наследование знаний - секреты изготовления практически не терялись в пыли эпох, и ныне муранское стекло - квинтэссенция знаний и умений целых поколений мастеров.
Наталия Руденко