Белый-белый красавец-лайнер, голубые волны, солнце, шезлонги... Именно это всплывает в памяти, когда мы слышим «морской круиз». Жизнь на корабле - под парусами или на современном лайнере - это особый вид dolce vita. Представьте: вы располагаетесь со всеми возможными удобствами в роскошном отеле - с самым предупредительным персоналом, с бутиками и ресторанами, с клубами и театрами - и отель отправляется в прекрасное путешествие...
Немножко истории. Само понятие «морские круизы» возникло где-то в XIX веке, когда линейные пассажирские компании открыли эру использования грузовых кораблей в период межсезонья в качестве пассажирских. Эти компании перевозили пассажиров из одного порта Европы в другой, либо из Старого Света в благословенный Новый - тогда как раз множество людей переезжали на свободную землю американского континента. Самое большое количество эмигрантов выехали из Европы в Америку в период с 1846 по 1940 год - около 60 млн. человек. В настоящее же время существует только одна линия Лондон - Нью-Йорк. Такие трансатлантические переходы совершает знаменитый лайнер Queen Mary 2, правда, не регулярно.
Постепенно ужесточалась конкуренция, все больше компаний переходили на пассажирские перевозки. Желание выжить вынуждало судовладельцев стремиться стать лучшим в своем сегменте, постоянно улучшать условия проживания на судне, совершенствовать отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе. Это быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы и постепенно круизы отошли от исключительно «транспортных» функций и приобрел признаки развлекательных мероприятий. Первые упоминания о специально организованных рейсах морских пассажирских судов Lady Mary Wood, Tagus и Iberia - только ради отдыха - относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией.
В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы. Возникли известные тогда во всем мире компании White Star (Cunard), Hapag- Lloyd и другие. Вторая мировая война остановила развитие отрасли почти на 10 лет, многие круизные лайнеры были переоснащены в плавучие госпитали. После войны пассажирские перевозки по воде постепенно пришли в упадок - тому причиной стало развитие регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, и дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские перевозки, особенно на трансатлантических маршрутах.
Однако уже в начале 50-x годов круизные путешествия возродились и постепенно приобрели имидж самого роскошного вила отдыха.
Сколько это стоит? Принято считать, что этот тип отдыха очень дорогой и доступен лишь сливкам общества. А между тем назвать заоблачной минимальную сумму в 500 долларов (экономичный круиз) или 2 - 3 тысячи (премиум-круиз) за морское путешествие достаточно сложно.
Какими они бывают? Например, посвященными классической музыке или джазу (с живыми оркестрами на борту), работам художников эпохи Ренессанса (с лекциями в лучших музеях Италии), винам, кулинарным изыскам или кинематографу, восточной медицине или менеджменту и программированию (в двух последних случаях вам выдадут даже специальные международные дипломы). Пользуются популярностью исследовательские круизы или чисто экскурсионные, хороши даже просто путешествия вдоль островов, изюминка которых - купание на чудных безлюдных пляжах.
Куда плывем? Основные маршруты морских круизов: Средиземноморье с выходами в Генуе, Неаполе, Мессине, на Сицилии, в Бизерте (Тунис), в Пальма де-Мальорка и Марселе. Это и путешествие по Французской Полинезии, и плавание вокруг южной оконечности Латинской Америки с заходом в Сантьяго, Пуэрто-Монт, ледники фьорда Сено-Йере и канала Бигл, Магелланов пролив, Огненную Землю, мыс Горн, Фолклендские острова, Аргентину и Уругвай. Это и Австралия с Новой Зеландией, не говоря уже о круизах на Карибы и Канарские острова.