Пустынные коридоры, падающие доходы, снижение интереса богатых шейхов со Среднего-Востока: после длительного периода расцвета кризис ворвался в тихий бизнес дорогих отелей и дворцов Парижа. «Падение спроса просто катастрофическое, и это после шести лет таких хороших показателей» - сокрушается Жан-Поль Лафе, президент клуба владельцев крупных отелей и дворцов Парижа. «Основное падение продаж пришлось на январь. Ситуация была хуже, чем 11 сентября 2001 года».
Снижение доходов парижских отелей-дворцов (Ritz, Bristol, Crillon, Meurice, Plaza-Athénée, George V, Fouquet's Barrière) продолжилось и в феврале: с 30% до 60%. Доходы четырехзвездочных отелей и отелей класса люкс одинаково резко упали (с -15% до -30%). А ведь еще в прошлом году размер торгового оборота этих 75 отелей (в том числе и 7 дворцов) был равен 1,5 миллиардам евро.
Роскошные отели чувствуют на себе появившуюся осторожность саудовских принцев, русских миллиардеров и бразильских промышленников - своих обычных клиентов. «Сейчас в основном мы продаем номера, но из-за маленького числа клиентов падают доходы», объясняет Лафе. «Доходы гостиниц класса люкс начали падать уже в сентябре 2008, но резко падение началось только в начале этого года», - комментирует Жорж Панаётис, глава отдела прогнозирования MKG. Он предсказывает «два сложных года».
До кризиса миллионеры появлялись то в Индии, то в Китае, то в Бразилии, и, конечно же, в России. К 2011 году прогнозировали появление 12 миллионов богатых клиентов. Кризис внес свои корректировки в этот расклад.
Стали расти цены на все, что закупает отель для своего бизнеса. Это отразилось и на ценах на услуги отеля. Многие проекты реставрации или обновления дизайна отелей были приостановлены, например, Ритц или Крийон.
«Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, мы отложили на год обновление своих отелей (Normandy, Royal, Hôtel du Golf)», — сокрушается Люк Журкен, генеральный директор группы Lucien Barrière.
Проекты по развитию спа, создания центров развлечений требуют несколько миллионов евро. Траты серьезные, учитывая снижение доходов трех отелей Barrière на 10%. Занятость отеля упала до 59% (для сравнения: в этот же период в прошлом году занятость была 68%). Падение курса фунта-стерлинга сказывается на количестве туристов из Англии.
Компании сокращают свои бюджеты и теперь экономят на семинарах, которые они раньше проводили в дорогих отелях: «семинары в четырехзвездочном отеле - это как-то некорректно, при общей политике компании сокращать заработную плату и бонусы» — - говорит Люк Журкен.
«Все дело в психологическом барьере. Деньги у наших клиентов никуда не делись, но не хотят их тратить в дорогих отелях во время кризиса» - делает вывод Гебард Райнер, директор группы Hyatt в Европе, Африке и на Среднем Востоке.