Кризис в туризме: что день грядущий нам готовит?

28 Мая 2009

Кризис в туризме: что день грядущий нам готовит? Туристический бизнес естественным образом стал одной из первых отраслей, которая почувствовала на себе леденящее дыхание мирового финансового кризиса. Увеличение цен на авиатопливо летом 2008 года привело к подорожанию туров, а растущая безработица - к уменьшению туристов. Не имея твердой уверенности в завтрашнем дне, в условиях развивающегося на фоне финансового социального кризиса (снижение доходов, сокращения и т.д.) люди предпочитают работать, а не отдыхать.

Зимний сезон 2008-2009 года в туризме прошел относительно спокойно в основном потому, что путевки были приобретены заранее, еще до начала кризиса, а вот летний сезон 2009 года вызывает у экспертов опасения уже с осени 2008 года. Тем более, что уже зимой начался существенный подъем цен на туры. Так, некоторые туроператоры повысили цены на зимние туры до 40% - из-за подорожания авиабилетов и гостиничных номеров. Но вряд ли повышение цен сможет продолжаться. Уже произошел отток туристов на дорогих направлениях - разнообразная экзотика, горные лыжи. Александр Арутюнов, президент ВАО «Интурист» вообще считает, что «Экзотические, дорогие направления умрут. Наступает звездный час для направлений не дороже $1000 - Турция, Египет, Болгария, Тунис, причем будет отток из пятизвездочных отелей в трех-, четырехзвездочные». Данное утверждение подтверждается словами Игоря Васильева, генерального директора специализированного кадрового центра «Туризм и Работа». Господин Васильев сообщает, что снизился спрос по персоналу по экзотическим странам, а также на авиакассиров, устойчивым остался лишь спрос на курьеров.

А вот прогноз социологического агентства «РОМИР» прямо противоположен - там считают, что состоятельные граждане планируют увеличить свои траты на удовольствия (в том числе и на туризм) на 40%, в качестве своеобразных инвестиций в здоровье и работоспособность. PR-директор компании «ПАК групп» Мария Малышева сказала, что «отдых - это предпоследКризис в туризме: что день грядущий нам готовит?нее, на чем люди будут экономить».

Тем не менее очевидно, что во всем мире в области туризма развивается в настоящее время пессимистический прогноз. Несмотря на бодрые уверения о планируемом увеличении трат на отдых, люди все же экономят именно на туризме (возможно, уже потому, что остальные источники экономии практически исчерпаны). Практически по всему миру гостиницы пустуют. Так загрузка парижских отелей снизилась на 9,4% - и это при падении средней стоимости на 10%, в результате снижение доходности составило 31,7%.

О том, что кризис в туризме набирает обороты, свидетельствует и снижение доходов в отрасли общественного питания. В той же Франции только за первое полугодие 2008 года о банкротстве объявили более 3000 мелких и средних частных ресторанчиков. Семейные гостиницы в Германии, Испании и Италии заявляют о сокращении доходов примерно на 50% - не столько за счет снижения количества постояльцев, сколько за счет отказа приезжих от пансиона. Конечно, не все эти банкротства и падение доходов вызваны уменьшением потока туристов. Просто европейцы начали отдавать предпочтение домашнему питанию - с целью экономии. Но если Европа отказывается даже от фаст-фудов, чтобы сэкономить хоть немного, то от туристических поездок она откажется дважды (и уже отказывается, даже от внутреннего туризма, столь популярного в докризисные времена).

Никос Ангелопулос, председатель Союза греческих туристических организаций, утверждал, что туристическую индустрию Греции в 2009 году ожидают серьезные проблемы, но - преодолимые: «То, что произойдет спад туристической активности - это факт. Но в эти трудные дни, что мы проживаем, было бы ошибкой считать, что так будет все время. Существует определенный запас прочности и в западных рынках, и уж тем более в восточных». Тем не менее, несмотря на оптимизм, господин Ангелопулос заявил, что многие компании будут вынуждены исчезнуть с туристического горизонта Греции - наименее прибыльные, наименее профессиональные, обладающие наименьшим запасом прочности.

Кризис туристической отрасли в России, как и во всем мире, сейчас набирает обороты. По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, в ряде туристических компаний идут сокращения, не проходят платежи, под угрозу поставлено осуществление некоторых чартерных программ (число чартерных рейсов упало примерно на 20%).

Еще в конце октября 2008 года российские туроператоры сообщили о том, что спрос на зарубежные туристические поездки упал в среднем на 15-40%, а сейчас ожидается череда банкротств на рынке туруслуг. В связи с этим Александр Арутюнов сказал, что «туристам следует опасаться демпинговых цен: возможно, это последние деньги, которые недобросовестные операторы соберут с клиентов, перед тем, как исчезнуть».

Но есть одна область российского туризма, где сейчас наблюдается даже некоторый подъем - не столько вопреки кризису, сколько благодаря ему. Речь идет о внутреннем туризме. Не желая тратить деньги за рубежом, считая такие туры излишне дорогими, многие россияне обратились к внутреннему туризму, как к варианту относительно недорогого и качественного отдыха. С момента начала кризиса внутренний туризм возрос на 10%.

Также благотворное влияние кризис оказывает на качество услуг и профессионализм туроператоров - ведь в первую очередь под сокращение попадают именно неквалифицированные сотрудники, а под банкротство - недобросовестные туроператоры. Так что, если от туристической отрасли что-то останется после окончания кризиса, то всех, кто желает хорошо отдохнуть, будут ожидать изумительно вежливые, очень профессиональные и грамотные туроператоры.

София ВАРГАН