Паломничество или религиозный туризм возникло в те времена, когда появились первые религии. Это - старейшая форма туризма, и начинались подобные путешествия с посещения племенных шаманов (Представляете, в племени, что там, за горой, шаман способен заговорить любую болезнь! - Да ну? Надо бы к нему сходить...), а продолжились посещениями святынь вначале языческих, политеистических религий, а затем и монотеистических верований.
К примеру, посещение храма в Дельфах - для получения прорицания Пифии, описано многократно. Посещались не только храмы Древней Греции или Древнего Рима, паломники шли в таинственную Индию, к древним (уже в те времена) храмам, приходили к мрачным богам Древнего Египта, жаждали поклониться могилам царей, пророков и предсказателей.
С возникновением монотеистических религий паломничество приобрело особое значение. Верующие начали посещать не только особо известные храмы, но и места, в которых происходили какие-либо значимые события. Так множество людей с незапамятных времен рвались посетить Голгофу, Вифлеем, Иерусалим, геенну огненную, другие места, описанные как в Ветхом, так и в Новом Завете. Места, где наблюдалось явление святых, являются признанными центрами паломничества. К примеру, во Франции таким центром с середины XIX века является Лурд - этот город был осенен явлением Девы Марии Бернадетте Субиру в гроте Массабьель.
Путешествия паломников с давних времен облегчались различными «туроператорами». Так в XV веке были разработаны маршруты для паломников из Европы, путешествующих в долину реки Иордан. Подобные «дорожники» были написаны еще в VIII в Византии, а наибольшей популярностью пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», автором которого был византиец Иоанн Фока в XII веке - классический современный «Справочник туриста».
Что же толкает верующих к дальним путешествиям по святым местам? В конце концов, храмы имеются не только во всех городах, но и практически в каждой деревне.
Выделяется несколько причин непреходящей популярности паломнического туризма:
- поиски исцеления от душевных и физических болезней - издревле считается, что мощи святых, намоленные иконы, алтари, менгиры и т.д. обладают непревзойденной целительной силой, и чем значительнее святыня - тем выше ее целительная способность;
- желание помолиться за родных и близких, обретение благодати - по мнению верующих молитва, вознесенная в святых местах, гораздо сильнее и действеннее;
- выполнение богоугодной работы;
- отмаливание грехов - так как молитвы в святых местах действуют эффективнее, то и отмолить грехи проще;
- выражение благодарности за блага;
- проявление преданности вере, стремление к подвижничеству;
- обретение смысла жизни;
- человеческое любопытство.
Несмотря на то, что любопытство стоит последним пунктом среди причин популярности религиозного туризма, оно отнюдь не является малозначащим. Многие туристы, следующие по классическим религиозным маршрутам, посещающие святые места, движимы не столько верой, сколько именно любопытством. Что, кстати, не отменяет ни действенности молитв, ни воздействия таких мест на здоровье и психику человека. Нередко случалось, что довольно слабый в вере человек, посетивший Храм Гроба Господня лишь из любопытства, обретал и веру, и смысл в жизни, исцелялся если не физически, то духовно, и совершенно искренне плакал, прильнув к каменной плите, отполированной многочисленными касаниями ладоней верующих.
Зачастую религиозный туризм тесно переплетается с туризмом культурным. Бывает, что для посещения туристом того или иного города или местности достаточным основанием является наличие храма или монастыря. И, начиная осмотр сооружения с точки зрения посещения культурной ценности (старинное архитектурное сооружение, древние полотна, скульптуры и т.д.), заканчивает такой турист настоящим религиозным паломничеством, с поклонением мощам святых и молитвой, вознесенной к Небесам.
Посещения святых мест других религий и конфессий в основном являются не религиозным, а исключительно культурным туризмом, даже в том случае, если турист присутствует при отправлении религиозного действа. Здесь движущей силой является не желание приобщиться к ценностям религиозным, но лишь к культурным, познать менталитет и обычаи другого народа.
Теперь по статистике ежегодно в паломнические туры отправляется более 200 млн. человек по всему миру. И отличаются они от древних паломников лишь способом путешествия - сейчас практически никто не идет в святые места пешком и босиком.
София ВАРГАН