Если и может что-то конкурировать в глазах иностранцев с матрёшкой в качестве символа России, то это только храм Василия Блаженного, расположенной в самом сердце Москвы и, значит, всей России, на Красной площади. Незабываемый вид, уникальность архитектурного решения, «типично русская», по мнению гостей из-за рубежа, внешность - всё это сделало Собор Василия Блаженного олицетворением нашей страны.
Хотя в действительности, строго говоря, не существует такого собора, как собор Василия Блаженного: на Красной площади красуется Собор Покрова Божией Матери на Рву (Покровский собор), построенный в середине XVI века по приказу Ивана Грозного в ознаменование взятия Казани. В ходе походов против Казанского княжества возле каменной Троицкой церкви, стоявшей здесь до Ивана Грозного, после каждого военного успеха ставилась деревянная часовня в честь того или иного святого. После же решающей победы, удачного штурма Казани, царь приказал построить здесь новый собор, равного которому по красоте ещё не было на русской земле. Кстати, в Троицкой церкви в начале 1550-х годов был похоронен блаженный Василий, пользовавшийся огромным уважением у жителей Москвы. Его мощи были затем перенесены в Покровский собор, который благодаря этому и получил в разговорной речи название Собора Василия Блаженного.
Определённая путаница наблюдается и с личностью главного архитектора Покровского собора. В советские времена устойчивой популярностью пользовалась версия, согласно которой строителями шедевра русской архитектуры были мастера Барма и Постник. Существовала даже леденящая душу легенда о том, что после завершения строительства Грозный, увидев, какой чудный получился храм, велел ослепить зодчих, чтобы они в будущем не могли создать ничего, что могло бы затмить их московское творение. Но в настоящее время историки склоняются к версии, что архитектор в данном случае был один-единственный, звали его Иван Яковлевич Барма, а «Постник» было его прозвищем, так как он ревностно соблюдал все православные посты. А уж о том, что легенда об ослеплении несостоятельна, и говорить нечего - вряд ли бы незрячий Барма смог создать несколько храмов, которые возведены после завершения строительства Покровского собора, официальной датой которого считается 29 июня 1561 года. В дальнейшем собор неоднократно реставрировался, в частности, в конце XVII и XVIII веков. Масштабную реставрацию, заключавшуюся, прежде всего, в укреплении подпорной стены, пострадавший в результате оккупации Москвы Наполеоном храм пережил в 1817 году. После Октябрьской революции над Покровским собором нависла угроза, в 1930-х годах всерьёз обсуждали возможность его сноса (якобы мешал автомобильному движению), но, в конце концов, здравый смысл возобладал, и сокровище национальной культуры было сохранено.
Если смотреть с архитектурно-культовой точки зрения, то Собор Василия Блаженного представляет собой девять различных церквей с одиннадцатью престолами (два были добавлены в ходе последующих реставраций), расположенные на едином фундаменте. Центральный престол, давший официальное имя собору, называется Покровским, северный - святых Адриана и Наталии, северо-восточный - Иоанна Милостивого, восточный - Троицкий, юго-восточный - Александра Свирского, южный - Николая Чудотворца, юго-западный - Варлаама Хутынского, западный - Входоиерусалимский, северо-западный - святого Григории Армянского. В 1588 году был добавлен предел Василия Блаженного, а в 1672 году - предел Рождества Богородицы. Пределы соединены друг с другом системой переходов, каждая из церквей увенчана куполами луковичной формы, каждый из которых по архитектурному убранству отличен от остальных. Помимо великолепного внешнего декора, архитектурно-композиционная уникальность Собора, высота которого составляет 65 метров, заключается в том, что у него нет ярко выраженного фасада, со стороны невозможно определить, какая часть у него является фронтальной, а какая тыльной, он со всех сторон «лицом» смотрит на подходящего к нему.
С 1991 года, после более чем 60-летнего перерыва, в Покровском соборе вновь проводятся регулярные богослужения, однако при этом он сохраняет статус филиала Государственного исторического музея, внесённого в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Александр Бабицкий