К началу телесезона 2008 года сразу две рейтинговые программы российского телевидения обзавелись новыми комплектами призов. Знатоки интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» вели борьбу за обладание Хрустальной Совой, декорированной алмазной гранью, а свидетельством лидерства в шоу «Ледниковый период» стал искрящийся конек, также выполненный из хрусталя. Объединяло эти два символа победы то, что оба они были изготовлены на знаменитом заводе города Гусь-Хрустальный.
Традиции поколений
В 1747 году перед орловским купцом Акимом Мальцовым стояла нелегкая задача - найти подходящее место для своих стекольных мануфактур, которые располагались в Подмосковье, но по указу Сената должны были быть выдворены подальше от Москвы (как и многие другие предприятия). Несколько дней шел он вместе с проводниками по лесам Владимирского уезда, пока, наконец, не увидел небольшую, но очень живописную речку, с глади которой взмыла в небо стая белых гусей. Купец расценил это как добрый знак и именно здесь решил основать новую стекольную фабрику. А поселок, образовавшийся вокруг реки, стал именоваться Гусь-Хрустальный. Так гласит одна из легенд о происхождении будущего королевства хрусталя.
Фамилию Мальцовых можно смело поставить в один ряд с такими династиями российских промышленников и заводчиков, как Прохоровы, Демидовы, Рябушинские. Представителям нескольких поколений этой семьи удалось создать производство поистине европейского масштаба. Так, Иван Мальцов, сын основателя первой фабрики, внедряет здесь многочисленные технологические новшества, которые он привез, в частности, из Чехии, с родины знаменитого богемского стекла . Не жалеет он денег и на эксперименты. Например, именно при Иване Акимовиче начинается выпуск собственных ноу-хау - «рубинового» и «уранового» стекла (первое выкрашено медью, второе выполнено в оригинальной желто-зеленой гамме).
Хрустальная роскошь
В XIX веке фабрики Мальцовых полностью переходят на производство хрусталя - от бытовых предметов и посуды до роскошной церковной утвари. Прозрачное и цветное стекло, гравировка, золочение, украшение алмазной гранью, выпуск двух- и трехслойного хрусталя, который словно ловит солнечные лучи - приемы гусевских умельцев помогли им завоевать не только российский, но и мировой рынок. В настоящее время многие из этих шедевров можно увидеть в городском Музее хрусталя. Один их них, например - «Стеклянный букет», выполненный Разумеем Васильевым в 1830 году. Тяжело заболевшая маленькая дочка мастера очень хотела увидеть цветы среди зимы - и Разумей за одну ночь сумел создать хрустальный букет изумительной красоты. Чудо произошло - девочка быстро пошла на поправку, а творению мастера с тех пор приписываются целебные свойства.
Интересна и история предметов в восточном стиле, выставленных в музее. Один из потомков основателя производства, Иван Сергеевич Мальцов, в XIX веке служил первым секретарем российской миссии в Персии, возглавляемой Александром Сергеевичем Грибоедовым. Мальцов стал единственным ее участником, кому удалось выжить после трагической гибели всего посольства в Тегеране. Для улаживания дипломатического конфликта персидский шах разрешил беспошлинную торговлю некоторыми российскими товарами, в том числе и гусевским хрусталем . Так мастера начали выпускать шедевры, ориентированные на восточный рынок.
Прогулки по городу
Музей хрусталя в настоящее время располагается в Георгиевском соборе, построенном в конце XIX века. Когда-то он производил величественное впечатление своей массивностью и мощью, изысканным сочетанием кирпича естественного цвета с белоснежной отделкой крыльца и окон, изящными изразцами, мозаикой и колоннадой, потрясающей акустикой залов. В 1920 году Собор перестроили во «Дворец Труда», а его колокольни и купола были снесены. Однако на западной стене Собора сохранилось огромное полотно «Страшный суд» кисти Виктора Михайловича Васнецова, которое было реставрировано - как и сверкающая мозаика, и разноцветные смальты, играющие особым светом на тонких кружевных гранях экспонатов Музея хрусталя.
Очень интересной станет и экскурсия на Гусевский хрустальный завод, в ходе которой можно увидеть все этапы производства - от выдувания до упаковки. В настоящее время это предприятие выпускает и продукцию, ориентированную на массового потребителя, и эксклюзивные коллекции премиум-сегмента, и изделия, выполненные на заказ. Среди них, например, Кубок победителя первого российского турнира по гольфу, ваза к юбилею Ирины Родниной, награды для лауреатов конкурса «Новая волна» в Юрмале и другие.
Когда-то гусевские мастера создавали настоящие шедевры для Императорского двора. Продолжатели их традиций - современные умельцы, изделия которых по-прежнему поражают способностью ловить солнечный свет своими хрустальными гранями.
Дарья Цветкова