У многих часов интересная история, но далеко не каждая компания может похвастаться ее яркостью в самом прямом смысле этого слова. Итальянские часы Panerai стали известными благодаря черному циферблату и светящимся на нем цифрам, которые были видны на любой глубине и даже в мутной воде. Почему дело именно в воде? Просто компания Panerai была официальным поставщиком офицерского состава военно-морского флота Италии. Но лучше по порядку...
Когда в 1860 году Джованни Панераи открыл во Флоренции магазин швейцарских часов, он вряд ли ожидал такого блестящего будущего своей компании, но уже в конце XIX века его внук Гвидо расширяет производство и получает заказ оборонного ведомства. Дорога к этому была не простой - итальянскому часовщику пришлось освоить производство точных оптических и механических инструментов, а также тесно подружиться с химией, ведь для военных имеет огромное значение возможность пользоваться приборами в темноте.
Первый светящийся материал Гвидо получил, смешав сернистый цинк с бромистым радием, позднее запатентовав его под названием Radiomir. Радиоактивная смесь была опасной для здоровья, но очень полезной для бизнеса, потому что давала яркий, стойкий свет в любых условиях. Предварительные эксперименты с задней подсветкой провалились, а разразившаяся Первая Мировая война требовала новых идей и срочных решений, поэтому спрос на новый материал и изделия Панераи резко вырос.
Итальянская армия заказывала компании Panerai подзорные трубы и прицелы со светящимися визирами и делениями, фонари для подводников, глубиномеры, компасы и часовые механизмы взрывателей - с этих пор Гвидо Панераи становится официальным поставщиком военно-морского флота Италии, не забывая при этом, с чего начинал его дед. Поэтому в 1936 году он делает важный для компании шаг от поставщика к часовщику, разрабатывая часы для подводников-диверсантов. Часы, имеющие крупный (47 мм) подушкообразный корпус с приваренными к нему скобками для крепления ремешка, механизм Rolex с ручным заводом, завинчивающуюся головку, длинный ремешок из пропитанной жиром кожи, который можно надеть поверх гидрокостюма, и, конечно, светящиеся стрелки, цифры и метки, получают название Radiomir в честь святящегося вещества и... не приносят Гвидо известности.
Часовой мир не узнал о рождении новой звезды, потому что вся работа была засекречена, но это не огорчало Панераи, ведь его часы выпускались штучными экземплярами для подводных пловцов секретного подразделения итальянских ВМС, бойцов группы «Гамма» и некоторых военных других средиземноморских стран. За 45 лет было выпущено всего около тысячи часов, зато каких! Впрочем, химические эксперименты со светящимися материалами не останавливались, и в 1949 году был разработан новый светящийся состав на основе трития - Luminor, который дал название следующей серии часов.
В 1993 году начался новый этап в развитии компании - она вышла «на гражданку» и моментально стала популярной, ведь часы Panerai окружает настоящая военная тайна. Не тратя слишком много денег на рекламу, Panerai просто завоевала сердце Сильвестра Сталлоне, который стал бесплатным рекламным агентом, покупая и раздаривая часы своим друзьям и снимаясь с ними в различных фильмах. Так, после фильма-катастрофы «Дневной свет», миллионы американцев узнали, с какими часами можно смело нырять в воду в критической ситуации. Впрочем, в кино с Panerai на руке засветился не только Сталлоне, но Арнольд Шварценеггер, Хью Грант, Пирс Броснан и Орландо Блум.
Следующий этап компании начался в 1997 году, когда концерн Vendome (позднее переименованный в группу Richemont) купил всю компанию и начал превращать Panerai в элитные часы для коллекционеров, создавая яркие и необычные модели, выпускаемые малым тиражом: Luminor GMT - с индикатором второй часовой зоны, Luminor Power Reserve - с указателем запаса хода, Luminor Submersible - специальные часы для дайвинга, Radiomir GMT/Alarm - часы с будильником, Luminor Arktos GMT - часы для полярников, а также часы из редких металлов, с редкими калибрами и редкими функциями. И вот на женевском Гран-при часового искусства 2001 года Luminor Marina получает приз публики, а в 2004 титул лучших спортивных часов года для Luminor Submersible 2500m (где 2500м - это водостойкость), которые сделали невиданное - отобрали изрядную долю рынка у Rolex Submariner.
Болотова Лёля