Искусство может проявляться по-разному. Причем, если на протяжении большей части истории человечества перечень искусств ограничивался более или менее стабильным контингентом (живопись, скульптура, музыка, литература, театрализованные действа и так далее), то за последние полтораста лет наблюдается удивительное дробление всех видов искусства. Дробление достигло таких масштабов, что теперь едва ли не каждой произведение претендует на то, чтобы представлять собой отдельное течение искусства.
Абстракционизм: форма не главное
Абстракционизм, проявляющийся, прежде всего, в живописи, относится к числу тех направлений искусства, о которых нельзя сказать ничего определенного, ничего утвердительного. Зато можно четко определить, чем абстракционизм не является и что не является предметом изображения для художников-абстракционистов. Абстракционизм - это уход от отображения существующей реальности (собственно, именно «отвлечение, отстранение» и означает в переводе с латыни слово abstractio). Вся предыдущая живопись была направлена в первую очередь на отображение окружающей действительности, на точное и при этом наполняемое переживаемыми художником смыслами изображение, копирование уже существующего мира.
Однако с изобретением фотографии, с появлением кинематографа классическая живопись утратила свое прежнее значение, художникам понадобился новый смысл их творчества. И он появился - в самом творчестве, в творчестве ради творчества. Абстракционисты провозгласили самоценность не изображения реальности в тех или иных существующих формах, а самого творческого порыва, самой идеи творения. О том, что реальность есть лишь бледное подобие и тень идеального мира, писал еще великий древнегреческий философ Платон. Абстракционисты подошли к этой идее с эмоционально-художественной точки зрения: изображать не предметы, но ощущения, не пейзажи, но впечатления, не людей, но отдельные эмоции и мысли в их чистом виде. Поэтому смысл творчества в абстракционизме не в изображении внешнего мира, а в попытке художника поделиться своим внутренним миром с другими посредством того или иного изображения.
Именно такова была основная мысль признанного основоположника абстракционизма, Василия Кандинского, который с 1910 года начал активно в теории и на практике развивать свои идеи об абстрактной живописи. Кстати, по наиболее распространенной версии, Кандинский впервые задумался о бесполезности конкретных форм в живописи, когда вошел в свою мастерскую и увидел одну из картин, прислоненную к стене вверх тормашками: понять таким образом, что нарисовано, было нельзя, однако настроение и эмоциональный посыл угадывался тем не менее безошибочно.
Абстракционизм бывает разный
Подобная идеология искусства была во многом сродни религиозной Реформации XVI столетия: как после утверждения Мартина Лютера о том, что каждый человек сам может общаться с Богом и ему не нужны посредники в виде священников, в Европе и затем по всему миру появилось огромное количество христианских, околохристианских и псевдохристианских сект, так и после «манифеста» Кандинского о необязательности следования определенной форме в живописи появилось превелико множество течений, развивавших абстракционизм и отпочковавшихся от него. Если лишь перечислять всевозможные лучизмы, орфизмы, систематизмы, ташизмы и неопластицизмы, это затянется надолго и непременно возникнет путаница.
По этой причине выделим три основных, с определенной долей условности способные носить звание «классических» разновидности абстракционизма, представленные художниками, внесшими основной вклад в появление и формирование этого понятия. Прежде всего, это творчество Василия Кандинского, являющееся эталонным абстракционизмом, с его ярко выраженными лирическими эмоциональными оттенками. Здесь абстракционизм трактуется как самоорганизация свободно изменяющихся форм и ритмов, во многом схожая с принципами «существования» музыки и наделенная традиционными символическими значениями (например, черный цвет как носитель негативных ощущений, смерти, белый - как цвет бесконечной полноты жизни).
Голландский художник Питер Корнелиус Мондриан более тяготел к имеющей геометрическую структуру абстракции, носящей подчеркнуто логический смысл, построенный на пересечении и взаимном поглощении прямых линий. Мондриан считал, что ничто не выражает глубинный смысл бытия, нежели прямые лини, их равновесие и сбалансированное взаимодействие. Неким творческим симбиозом этих двух восприятий и настроений абстракции являются художественные опыты Казимира Малевича, положившего начало такому направлению, как супрематизм. Лучшей иллюстрацией художественных воззрений Малевича является его легендарный «Черный квадрат»: соединение простой геометрической фигуры с символическим цветом.
Александр Бабицкий